Кажется вот, можно и отдохнуть, в сани забираться еще рано. Однако работы хватает у крестьян по хозяйству. В сарае, где скотина стоит, надо вычистить, проверить плотно ли закрываются двери в курятник, выкатить бочки с капустой из сеней в холодную горницу или в кладовку, прикинуть, сколько шерсти с овец надо будет настричь на катанки, сколько на пряжу. Ноябрь порой забирает круто. И поверья, обряды и обычаи этого месяца, они как бы спешили стать помощниками крестьян.
На столе – еще щедро к ужину и ягоды, и грибы. Рыбные заливные, супы, жарехи…
Но вот беда. У волков начались ходки к деревне, время пришло им заранее проверить, будет ли добыча с крестьянских дворов. Темнеет быстро. Старая волчиха ведет стаю уверенно, распутица вкруг деревни такая, что и собаки не бросятся встречу.
Но собачий лай оглашает околицу, и мужики, прихватив ружья, выходят к сараям. Всё бывает, не каждая стая сыта в лесу. Если осень сухая, то могут волки рискнуть, перемахнуть через забор, учинить разбой.
Этот день посвящен в народном календаре Артемию. Ему волки покорны. Он знает их повадки, их лежбища под сухими корнями сваленных деревьев, их хитрости и смелость. Старики говорили, что волки обходят угодья и хозяйство Артемия стороной. Относили это поверье к святому Артемию Веркольскому, святому Русского Севера, по молитвам к которому лесные звери не трогали заблудившихся в лесу и выводили на дорогу к деревне.