Все началось с того, что в Vk я нашел и перевел интересный текст:
"LA LOCA DE LA ESCOBA - СУМАСШЕДШАЯ С МЕТЛОЙ"
правдивая история о линиях Наска*
- И ты знал ее, дедушка?
- Да, я тоже знал ее в детстве. Но в отличие от моих друзей, я здоровался с ней, а когда они оскорбляли ее, я молчал, потому что считал ее хорошим человеком...
- Ваши друзья оскорбляли ее? Что они говорили?
- Они кричали "gringa loca" (гринга лока, дословно - белая дура), когда видели ее проходящей мимо, потому что так люди называли ее: "Вон идет сумасшедшая женщина с метлой". Действительно, мы совсем не уважали её, потому что для всех она была просто сумасшедшей, которая подметала пустыню, так как мы видели ее рано утром с метлой и рулеткой, подметающей и измеряющей пески, делающей непонятные чертежи и математические расчеты, которые никто не понимал.
- Разве она не жила в деревне?
- Нет, она жила далеко, среди дюн. Никто не интересовался тем, что она делала, и хотя она никогда ничего не говорила нам, некоторые из нас, детей, боялись ее. Когда мы оскорбляли ее, она просто молча смотрела на нас, как будто понимала, что мы просто испорченные грубияны...
- И что потом?
- Несколько лет спустя, благодаря "сумасшедшей гринге", мир узнал о линиях Наска; даже мы не знали, что находится всего в нескольких метрах от нас. Затем приехали другие люди из-за рубежа, чтобы сделать фотографии и провести исследования. И вдруг мир начал интересоваться нашим регионом, правительство стало больше заботиться о нас, появилось электричество, вода, туристы, вокруг нас возникла торговля, благодаря которой многие из нас сейчас живут лучше, чем раньше... и все это благодаря тому, что начала "гринга лока".
- Она уже умерла, да?
Дедушка открыл коробку и начал перебирать письма, старые фотографии и пожелтевшие газетные вырезки.
- Да, когда она была старой и больной, ей пришлось покинуть пустыню и поселиться в отеле "Hotel de Turistas" в Наске, где она оставалась до тех пор, пока ее здоровье не ухудшилось. Ее отвезли в Лиму, где она и умерла в 1998 году. Я сохранил вырезку, когда правительство предоставило ей перуанское гражданство. Прочитай, что она сказала о нас, - сказал дедушка, протягивая внуку потрепанную временем газетную вырезку и указывая на абзац.
Карлос прочёл вслух:
- "Своей работой я хочу стать инструментом устранения несправедливости и вернуть перуанцам - народу с особыми культурными, моральными и физическими качествами - чувство собственного достоинства. Я говорю им: я - чола, потому что иногда я чувствую себя более единым целым с чолитос, и особенно теперь, когда у меня есть перуанское гражданство".
- Какие красивые слова, - удивился Карлос, - а если бы она была сейчас жива, ты бы с ней поговорил?
Дедушка не ответил. Но две слезинки, скатившиеся по его щекам в знак благодарности "безумной женщине", пронесшейся по пустыне, были, несомненно, подтверждением.
*** Пронзительная история немки Марии Виктории Райхе-Нойман, первооткрывателя и исследователя легендарных линий Наска.
Автор: Chemo Morales García, Перу.
Действительно, "пронзительная история"... Поражает смена отношения людей к Марии Райхе - от полного неприятия и издевательств в 50х-60х годах до глубокой благодарности в 80х, на закате её жизни.
Для любого человека, интересующегося линиями Наска, имя "Мария Райхе" значит многое. Я с 2010г. пишу о Наска, но рассказать про саму Райхе как-то не собрался.
Эта пронзительная история подтолкнула и заставила меня разобраться в её жизни чуть подробнее.
Но прежде чем начну - маленький штрих к только что прочитанному:
СПРАВКА: фраза "я - чола" из статьи имеет глубокий смысл.
Слово "чоло" появилось в начале 17 века, в эпоху Конкисты:
"Ребенка черного мужчины и индейской женщины, или ребенка индейского мужчины и черной женщины, испанцы называют мулато и мулата . Их детей зовут cholos.
Сhola означает собака, не чистокровная, а очень сомнительного происхождения (рус.: дворняга!); испанцы употребляют его для оскорблений и брани."
Уличная субкультура "чоло" зародилась в 1960х, ныне же сильно криминализирована. (Wiki)
Продолжим.
Итак, 15 мая 1903 года в Дрездене, Германия, в семье советника суда Феликса Райхе-старшего и теолога Аны-Элизабет Нойманн родилась Виктория Мария Райхе Нойманн. Мария была старшей из трех детей в семье.
Замечание. Мария Райхе, немка по рождению, но гражданка Перу. Поэтому в перуанской литературе её называют на испанский манер - с двойными именем и фамилией.
В 1924г. (ранее помешала Первая Мировая война, унёсшая отца Марии) она поступила в Дрезденский Технический университет, который и окончила в 1932 году как преподаватель математики, физики, философии и геометрии.
В этом же году немецкий консул из г.Куско, Перу, подал в газете объявление о поиске немки-гувернантки для своих детей. В Германии царит послевоенная безработица и Мария, не раздумывая, отправляется за океан.
Но произошло несчастье – в первый же год работы в Перу Мария укололась кактусом, началась гангрена и она лишилась пальца на руке. Консул досрочно расторг 4х-летний контракт с Райхе и Мария вынужденно перебралась в столицу, г.Лима, где проработала учительницей до 1936 года, после чего вернулась в Германию.
Видимо, Райхе не разделяла нацистскую идеологию, поэтому через уже год она навсегда вернулась в Перу и вновь поселилась в Лиме, где работала преподавателем немецкого и английского языков и ... гимнастики.
В столице она познакомилась с англичанкой Эми Мередит, владелицей кафе Tearoom, которое часто посещали интеллектуалы Лимы. С хозяйкой этого заведения, которой она преподавала немецкий язык, у Марии завязалась тесная дружба, которая, по нынешней извращенности, теперь часто трактуется как гораздо большее, чем просто дружба.
Связь между ними сохранялась до самой смерти Мередит в 1960 году. О степени их близости говорит тот факт, что Эми назначила Марию своей наследницей. Райхе же была так потрясена смертью своей подруги, что на некоторое время забросила все свои исследования и уединилась в горах, обучая там детей из бедных семей.
Именно в "Amy's Tearoom", Мария встретилась с перуанским археологом Хулио Тельо, для которого она сделала несколько переводов. Через него она познакомилась с Полом Косоком, американским антропологом, человеком, изменившим её судьбу.
Профессор Пол Косок приехал в Перу для продолжения своих исследований древних систем ирригации, начатых в Месопотамии. В 1939г. он описал похожие на каналы прямые линии-борозы в пустыне Наска, чем привлек к этим геоглифам всеобщее внимание.
Переводя работы Косока, Райхе впервые узнала о линиях Наска и проявила такой интерес к этой теме, что, учитывая ее образование в области точных наук, американец пригласил Марию в экспедицию в качестве помощницы и переводчика.
В то время линии Наска считали «самым масштабным астрономическим календарем в мире», так как Косок случайно, в день летнего солнцестояния, стал свидетелем заката, совпадающего с направлением одной из линий только что открытого рисунка птицы.
Этой астрономической гипотезе назначения линий Наска придерживалась всю жизнь и Мария Райхе.
Мария впервые приехала в районе Наска в 1941 году, и увиденное на земле то, о чем она ранее читала и видела лишь на фотографиях, настолько её поразило, что она решила посвятить свою жизнь изучению загадочных насканских борозд.
В 1945г. Райхе (вместе с Косоком) решила обосноваться в районе Наска навсегда. С Полом Косоком она проработала до 1949 года, затем американец вернулся на родину. С этого момента Мария осталась совершенно одна.
У Марии Райхе было мало средств для проведения своих исследований, и то, что она бродила одна по пустыне с лестницей на плече, а в руках - с метлой и корзиной, в которой несла компас, рулетку, транспортир и другие геометрические инструменты, сделало ее, по мнению местных жителей, "la bruja" (ла бруха, ведьмой). Более того, во время работы она не предавала никакого значения своему внешнему виду, поэтому носила одежду, которая делала ее похожей скорее на нищего, чем на ученого. Местные жители сначала даже боялись ее.
С лестницы она наблюдала за линиями, а метлой подметала их, чтобы выделить контуры, скрытые под вековой пылью. Она также пыталась устранить повреждения, нанесенные людьми или автомобилями, которые проезжали по линиям. Рулеткой она измеряла геоглифы, с помощью геометрических инструментов делала триангуляции, аккуратно и педантично составляя в своем блокноте чертежи линий и рисунков.
Её целью было найти способ, каким были размечены рисунки на плато, понять единицу измерения индейцев и подтвердить гипотезу Косока об астрономическом и календарном назначении геоглифов.
Кстати, Мария шутила, что у фигуры на насканском рисунке "Руки" как и у неё - на одной руке 4, а на другой 5 пальцев.
Геоглифы Наска стали её навязчивой идеей, а их сохранение - смыслом её существования. В 1949 году Райхе опубликовала свою первую монографию: "Гигантские рисунки на земле пампы Наска и Пальпа. Описание и интерпретации" со множеством фотографий.
Эта публикация неожиданно стала проблемой, так как лавина людей, движимых любопытством, прибыла в район Наска и начала ходить по геоглифам, собирая камни и артефакты, которые они находили в бороздах.
Много раз Марии приходилось использовать свою метлу - единственное, что было под рукой - чтобы отогнать вандалов.
Беспокоясь за судьбу своих находок, Райхе решила поселится в заброшенной хижине рядом с плато, чтобы днем и ночью следить за линиями, да и добираться до них стало быстрее. В хижине не было воды, электричества, туалета и ванны, но это, похоже, Райхе не волновало. Там она жила и оттуда, каждый день, в течение многих лет, в пять часов утра выходила в пустыню, делая замеры, расчистку и ведя записи. Её питание было скудным, а зрение, которое и так не было хорошим, ещё больше портилось под лучами слепящего тропического солнца.
В конце 1950-х годов, Марии Райхе пришлось начать настоящую борьбу за спасение пустыни Наска.
Исследования, проведенные некоторыми институтами, установили, что земля, на которой расположены геоглифы, после обводнения будет пригодна для выращивания хлопка. Власти в Лиме разработали гигантский проект ирригации долин Наска и Пальпа, в результате которого сокровище геоглифов исчезло бы навсегда. Со свойственной ей энергией Мария объезжала офисы, публиковала статьи в различных газетах, искала поддержки у учреждений, устраивала выставки фотографий, которые сама и делала с вертолета.
Интересна история получения этих фотографий.
Маленький вертолет (первый вертолет в Перу!) в 1947 году приобрели по случаю два местных бизнесмена - для опыления своих плантаций. В это время одна из фирм прислала Райхе хороший фотоаппарат в качестве премии за публикации рисунков Наска. Мария явилась к хозяевам вертолета и предложила испытать его в аэрофотосъемке над Наской. Те милостиво согласились, но не бесплатно - владельцы запросили огромную для Марии сумму. Пришлось отдать им камеру в оплату за полет.
Возникла проблема: чем теперь снимать? Аппарат Марии владельцы вертолета не пожелали дать даже на короткое время. Она пошла к военным летчикам. Доказывала, просила, часами сидела в приемных министерства авиации. Наконец там согласились помочь. Демонтировали с самолета стационарный аппарат для аэрофотосъемок и выдали его Марии. С этим драгоценным трофеем она вернулась к плантаторам.
Первый раз полетела, свесившись за борт, так как шасси вертолета мешали обзору земли. С вертолета сняли дверь, Марию привязали веревками, а тяжелый аппарат она держала в руках - и это при том, что ей было уже далеко за пятьдесят. Позже для нее сделали специальную подвеску и раму из досок, и последующие полеты стали относительно безопасными как для фотографа, так и для фотоаппарата.
Первые снимки рисунков Наска поразили всех, и с тех пор у Марии сложились хорошие отношения с летчиками. Ей помогали на добровольных началах, даже отпускники соглашались полетать с ней над пустыней.
Но все усилия Райхе противостоять ирригации Наска были тщетны. Никто из властей не проявил интереса к рисункам в пустыне. Пришлось действовать иначе.
Проект, против которого боролась Мария, пользовался активной поддержкой общины, в основном коренного населения, которой ирригация давала выход из бедности. Мария объясняла насканцам, что развитие туризма в этом районе может дать им дохода столько же, если не больше, чем сельское хозяйство - и это при меньшем количестве труда. В конце концов, убежденный её доводами мэр г.Наска решил навсегда заморозить проект ирригации пустыни.
Парадоксально, но после запуска туристического проекта именно приехавшие американские туристы стали новыми врагами Наска, т.к. чтобы разглядеть рисунки, они варварски ездили прямо по этим рисункам и линиям.
На привлеченные средства Мария Райхе смогла нанять охранников и построить смотровую вышку, с которой можно хорошо разглядеть некоторые из рисунков. Чтобы туристы не ездили по пустыне, доступ на с вышку изначально был бесплатным.
Позднее с этой же целью удалось организовать для туристов и частные полеты над Наска.
Тем временем годы, долгая жизнь в тяжелых условиях и плохое питание начали брать свое, здоровье и зрение Райхе начали ухудшаться. Она решила сделать перерыв в полевых работах и начала систематизировать ранее собранную информацию, составляя знаменитый "Каталог Марии Райхе".
В 1968 году Райхе написала книгу "Secreto de la Pampa", опубликованную в Германии. Её тяжкий труд, наконец, получил международное признание.
Помня о проблемах, возникших после предыдущих публикаций, Райхе запретила публиковать свою книгу в Перу - чтобы уменьшить поток любопытствующих на Наска и тем сохранить удивительный памятник древности. Тем не менее, после выхода книги многие исследователи и известные люди со всего мира стали приезжать в Наску, чтобы посмотреть на рисунки и линии и встретиться с ней лично. Публикация также принесла и небольшую финансовую поддержку.
В 1978 году геоглифы наконец-то были объявлены правительством Перу "охраняемой территорией".
Здоровье Райхе продолжало ухудшаться - к прогрессирующей слепоте добавилась болезнь Паркинсона. В 1984г. в Наску из Германии переехала её сестра Рената, врач на пенсии, чтобы ухаживать и заниматься делами Марии. Сестры перебираются из хижины в пустыне в гостиницу в г.Наска.
Мария Райхе продолжает делать вылазки в пустыню - даже в инвалидном кресле. Большую часть работы при этом, конечно, выполняет Рената.
За свой свой многолетний и упорный труд Мария Райхе была удостоена многих наград: Почетная медаль Конгресса Перу (1981), Пальмовые магистерские знаки Амаута и Гражданская медаль (1986), почетная докторская степень honoris causa, присужденная Национальными университетами Трухильо (1983), Сан-Маркос (1986) и Инженерным университетом (1989). Кроме того, с 1992 года Мария Райхе является Почетным гражданином Перу.
В 1993 году Райхе опубликовала свою последнюю книгу: "К вопросу о геометрии и астрономии в древнем Перу". Эта книга была опубликована Ассоциацией "Линии Наска" Марии Райхе. За год до этого правительство предоставило ей перуанское гражданство, что было большим желанием Марии. А через год после выхода этой книги исполнилось еще одно желание теперь уже перуанки Марии Райхе - геоглифы были объявлены ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия.
В 1996 году умерла Рената, которая была для Марии большой поддержкой (как эмоциональной, так и материальной), в течение последних лет.
8 июня 1998 года оборвалась жизнь и Марии Райхе.
Однажды Райхе сказала: "Я определила свою жизнь до последней минуты своего существования: она будет для Наска. Времени на изучение чудес пампы [мне] отведено мало. Там я и умру."
Похоронили ее вместе с сестрой, недалеко от хижины, где она прожила без воды и электричества более 25 лет, и сегодня превращенной в музей Марии Райхе.
Аэропорт в г.Наска носит ее имя в знак уважения к этой замечательной женщине, посвятившей более 50 лет жизни сохранению одного из величайших сокровищ, завещанных человечеству культурами до инкского периода.
( В основу статьи положены материалы Фернандо Лизама-Мерфи, 2018г., Аллы Тарасовны Белоконь 2007г. и многочисленных инернет-источников)
В качестве послесловия.
Свою VK-статью "Наска.Рисунки" я начинаю с исследований Марией Райхе геометрии рисунков Наска. Казалось бы - простейшая вещь, рисунки индейцев на земле с помощью "палки и веревки", но Райхе потратила на поиски метода их создания всю жизнь(!) - и не нашла ответа.
Лишь в 2011г. Игорь Алексеев раскрыл их тайну, а в 2018г. я нашел наиболее вероятный способ, которым они были сделаны.
Интересно? Тогда - приглашаю прочесть "Наска.Рисунки".
Весь цикл статей про Наска: https://vk.com/proNasca
Татуков А.Г. tag@mail.ru
С.Петербург, 11.2022г.
P.S. Если вам понравилось — не стесняйтесь поставить лайк.
Если есть вопросы - задайте их здесь или на моей VК-страничке.