Приветствую вас на моём канале! Эта статья – продолжение моей предыдущей статьи о Дягилевских сезонах. В этой статье собраны три сезона: с 1909 по 1911 года.
После трёх первых сезонов Сергей Дягилев возвращается в Петербург и начинает готовиться к следующему. На вторые «Русские сезоны» он готовил балет. При содействии балерины Матильды Кшесинской, которая была приближенной императорского двора и в 1890-х состояла в любовной связи с цесаревичем Николаем Александровичем, Дягилеву была обещана крупная субсидия в размере 25 000 руб, предоставлена возможность проводить репетиции в Эрмитаже, и ему разрешили воспользоваться декорациями и костюмами Мариинского театра.
Вместе с единомышленниками — художниками Александром Бенуа и Леоном Бакстом, композитором Николаем Черепниным, князем Аргутинским-Долгоруковым, балетным критиком Валерианом Светловым и другими — Дягилев приступил к работе, задавшись целью создать совершенно иной тип русского балета. Дягилев стремился достичь единства художественного замысла и исполнения. Все лица, принимавшие участие в проекте совместно разрабатывали сюжет, придумывали характер музыки и танца, костюмов и декораций.
Труппа балетных сезонов была набрана из ведущих танцовщиков Мариинского театра в Петербурге и Большого театра в Москве. Приглашение Дягилева приняли Анна Павлова, Михаил Фокин и его жена Вера Фокина, Тамара Карсавина, Ида Рубинштейн, Вацлав Нижинский, Александр Монахов, Матильда Кшесинская, Серафима Астафьева, солисты Большого театра Вера Каралли и Михаил Мордкин и другие.
Однако, проект неожиданно лишили поддержки. Государство отняло субсидию и запретило репетировать в Эрмитаже, отказавшись предоставить костюмы и декорации Мариинского театра. Причина на то была не одна. Сначала умер покровитель Дягилева – князь Владимир Александрович, а потом Кшесинская, которая рассчитывала танцевать в сезонах главные партии, оскорбилась, получив незначительную роль в «Павильоне Армиды» и рассорилась с Сергеем Павловичем. К тому же Дягилеву всячески препятствовал директор императорских театров Теляковский.
Несмотря на все эти трудности, новый сезон состоялся, во многом благодаря друзьям Дягилева - князю Аргутинскому-Долгорукову, графине Греффюль, которые помогли собрать необходимые средства для организации сезонов. Дягилева поддержала и его парижская знакомая — мадам Серт, которая сама была пианисткой и покровительствовала художникам и музыкантам. Она помогла с арендой театра Шатле и его обустройством.
В этот год Сергей Дягилев привез в Париж пять балетов. «Павильон Армиды», в основу которого положена новелла французского писателя Теофиля Готье «Омфала». Музыку для этого балета написал Николай Черепнин, который лично дирижировал на парижской премьере спектакля. «Половецкие пляски» - фрагмент 2-го действия оперы «Князь Игорь» на музыку А. П. Бородина. «Пир» - дивертисмент, или, как было указано в программе, танцевальная сюита в постановке М. М. Фокина. «Клеопатра» - одноактный балет, переработанный из «Египетских ночей». «Сильфиды», который изначально назывался "Шопениана", но Сергей Дягилев поменял название спектакля, подчеркнув истоки стиля композиции. Все спектакли были поставлены Михаилом Фокиным, который в то время только начинал карьеру.
Премьера балетных сезонов обернулась триумфом. Зрители были восхищены мастерством русских танцовщиков, костюмами художников и музыкальной составляющей.
Следующий сезон, над которым работал Дягилев– сезон 1910 года. И это тоже был балет.
Сергей Дягилев помнил о трудностях, которые случились при создании прошлого сезона, и сделал своим компаньоном барона Дмитрия Гинцбурга, заручившись его материальной поддержкой. В труппу были приглашены новые танцоры - Лидия Лопухова, Екатерина Гельцер и Александра Волинина.
В репертуар этого сезона первыми вошли балеты «Жизель» и «Карнавал» на музыку Шумана. Потом к ним присоединилась «Шехерезада» Римского-Корсакова. Кроме этого Дягилев задумал поставить «Жар-птицу». Так как музыкальное сопровождение должно было быть созвучно традиционным русским мотивам, поэтому Дягилев заказал его Анатолию Лядову, но когда тот сорвал все сроки написания, Сергей Павлович обратился к тогда ещё малоизвестному композитору – Игорю Стравинскому.
Ведущую партию в «Жар-птице», как и в «Жизели» должна была танцевать Анна Павлова, однако они с Дягилевым поссорились, и балерина покинула труппу. Павлову заменила Тамара Карсавина.
Ну и пятым спектаклем репертуара стал дивертисмент «Ориенталии» на музыку А. С. Аренского, А. П. Бородина, А. К. Глазунова, Э. Грига, К. А. Синдинга.
Премьеры постановок прошли в роскошном зале парижского оперного театра Гранд-опера в мае и июне 1910 года. Настоящим хитом того времени стала «Жар-птица», а после завершения сезонов Стравинский стал известен на всю Европу.
Многие танцоры Императорского театра согласились заключить контракты с Дягилевым. К этому времени Кшесинская и Карсавина (с которой Сергей Павлович тоже успел поссориться) уже помирилась с ним и вернулись в труппу.
1911 год и следующий сезон. Городом, в котором базировалась компания Дягилева, где проходили репетиции и подготовка будущих постановок, стал Монте-Карло.
В рамках этого сезона было снова поставлено 5 балетов, и снова Фокиным. Это были «Подводное царство» (из оперы «Садко»), «Нарцисс», «Пери», «Призрак Розы» и «Петрушка» Стравинского. Но представлены публике были не все балеты: от «Пери» Дягилев отказался из-за конфликта с балериной Трухановой. Сезоны проходили в июне и собрали ни чуть не меньше восторгов, чем прошлые.
Кроме того, зимой, в ноябре, Дягилев привёз в Лондон балет «Лебединое озеро».