Н. А. Журавлева в статье "Социально-психологический анализ представлений личности о социальных функциях денег" отмечает, что экономическое сознание и экономическое поведение личности в значительной степени обусловлены культурными, экономическими, социальными, политическими и другими факторами.
Исследователь пишет:
"Переход российской экономики к системе рыночных отношений в 1990-е годы характеризовался резким возрастанием социальной роли денег, а также возникновением разнообразия видов социально-экономической деятельности людей.
В период радикального реформирования общества значительные изменения коснулись представлений личности о таких экономических объектах, как деньги, богатство, благосостояние, собственность.
В связи с этим особого внимания заслуживает изучение экономического сознания личности, в частности, сложившихся в российском обществе экономических представлений о деньгах.
В нашем исследовании мы исходим из предположения о том, что ценностные представления о значимых экономических объектах, в том числе о деньгах, отношение к ним определяются не только культурными и экономическими, социальными и политическими факторами, но и психологическими.
Рассматривая социально-психологические факторы, под влиянием которых складывается система экономических представлений, в первую очередь, следует отметить тот факт, что в своем развитии личность включена во многие малые и большие общности людей.
Личностные свойства формируются и развиваются в зависимости от принадлежности к определенному социальному слою, нации, этнической группе, профессиональной категории, семье и т. д.
Представления о мире, нравственные убеждения, образ мыслей и мировоззрение, интересы, стремления и ценности обусловливаются особенностями группового сознания, в котором формируется личность и протекает повседневная жизнедеятельность человека.
Принадлежность личности к определенной социальной группе способствует формированию у нее соответствующих ценностных ориентиров, во многом определяет нравственные компоненты ее сознания и поведения.
Ценности, являясь компонентом сознания отдельного человека, выступают неотъемлемой составляющей и общественного сознания...
В каждом обществе и в каждый исторический период преобладающая система ценностей характеризуется своей спецификой.
Любое общество, эпоха, культура имеют свою специфическую иерархию и структуру ценностей, свои «базовые» ценности, которые разделяются, одобряются, поддерживаются большинством живущих в них людей".