Июнь 1945 года. Северная Осетия. Село Дзуарикау, которое раскинулось на живописных берегах горной речушки Фиагдон.
На лавочке у полуразрушенного от немецкой авиабомбы дома сидит пожилой человек — глава семейства Асахмет Газданов. На коленях у него прикорнула внучка Мила.
Они разговаривают о чём-то отвлечённом, но было заметно, что не разговор их занимает. Вместе они нет-нет, да и посмотрят с тоской на дорогу, по которой в 41-м уходили сыновья Асахмета. Победа же. Германия капитулировала. Пора уж и домой.
Но вместо солдата-фронтовика с тощей котомкой за плечами вдали показались односельчане, которые явно направлялись к дому Асахмета. Это были старейшины села. Облачённые во всё чёрное с печалью в глазах.
Полупустое шоссе, что проходит недалеко от села Дзуарикау. Гранитный высокий памятник на обочине дороги. Застывшая в камне скорбящая женщина, склонила голову перед семью журавлями, устремившимся в небо.
Именно эта композиция подвигла дагестанского поэта Расула Гамзатова написать стихи к известной всем песне «Журавли»:
«Мне кажется порою, что джигиты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей».
Это уже потом Марк Бернес, потрясающе исполняющий эту песню, попросил у автора заменить слово «джигиты» на слово «солдаты». Бесспорно, это в разы повысило адресность знаменитой песни.
Скорбящая женщина — мать своих семерых сыновей, которые не вернулись к ней. Они превратились в белых журавлей.
Семь братьев Газдановых: Магомед, Дзарахмат, Хаджисмел, Махарбек, Созрыко, Шамиль и Хасанбек. Пали смертью храбрых на фронтах Великой Отечественной войны.
Мы создали группу в «ВКонтакте» — History Empires. Заходите, знакомьтесь с интересными материалами. Поддержите нас. Подпишитесь! 👇
Тассо Газданова каждое утро выходила на дорогу, по которой уходили ее сыновья. Могла стоять часами, вглядываясь вдаль. Она ждала. Хотя бы весточку от них.
А вместо писем стали приходить похоронки. Так получилось, что первая в дом Газдановых пришла как раз на младшенького — Хасанбека. А когда пришла третья похоронка, бедная женщина не выдержала такого «подарка» судьбы.
После смерти Тассо пришли похоронки и на четвертого сына, и на пятого, и на шестого…
Глава семьи, Асахмет Газданов, надеялся, что скоро к нему вернется сын. Последний его мальчик. Война закончилась и пора ему домой.
Но вместо радости на его порог пришли старейшины. Он сразу все понял. Они были одеты во всё чёрное и лица их были печальные.
Он так и не смог подняться им навстречу, чтобы получить седьмую похоронку. Сердце его угасло вместе с последней надеждой.
Шоссе, что ведёт из Владикавказа в направлении города Алагир. Будете проезжать мимо, притормозите. Помолчите. Хотя бы минуту.
«Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
В могилах братских не были зарыты,
А превратились в белых журавлей».