Найти тему

Языковое манипулирование. Когда слово становится оружием.

Читая новости в различных источниках информации, мы часто не осознаем, что попадаем под действие «языкового манипулирования». Особенно актуальной эта проблема становится сейчас, когда благодаря развитию информационных технологий появляется всё больше открытых новостных ресурсов. Однако, стоит отметить, что само по себе «языковое манипулирование» - явление далеко не новое.

Целью некоторых источников информации являлось и до сих пор является формирование определенных идей, образов, ассоциаций и стереотипов, которые незаметно для читателя или зрителя изменяют его отношение к тем или иным предметам и явлениям, оказывают влияние на формирование его картины мира. Это и есть манипулирование.

Одним из инструментов влияния недобросовестных источников информации на общественное сознание является «языковое манипулирование» - то самое языковое воздействие, которое вводит аудиторию в заблуждение относительно смысла или содержания речи или текста. В этой статье мы рассмотрим некоторые способы такого воздействия и дадим советы, которые помогут избежать его влияния.

Методы «языкового манипулирования» можно разделить на следующие группы: лексические и грамматические; а также методы манипулирования на уровне предложения и текста. К первым относятся: синонимы, эвфемизмы, дисфемизмы, ассоциативные поля. С них мы и начнем.

Лексические и грамматические методы языкового манипулирования

Использование синонимов в контексте языкового манипулирования представляет собой замену одних слов другими, схожими по смыслу, но в контексте придающим высказыванию оценочный характер. Например, в русском языке слова «пожар» и «возгорание» имеют весьма похожий смысл, однако, говоря о «пожаре», мы часто представляем довольно масштабное чрезвычайное происшествие, в то время как «возгорание» ассоциируется у нас с чем-то более локальным и менее опасным. При этом, оба этих термина мы можем встретить в разных источниках, освещающих одно и то же событие. «В доме номер … произошло возгорание» и «в доме номер … случился пожар», согласитесь, звучит по-разному.

-2

Таким образом, умелое использование синонимов помогает создать у аудитории определенные образы, влияющие на понимание ситуации.

Эвфемизмы – это эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных слов или выражений, представляющихся источнику информации неприличными, грубыми или нетактичными. Все более частое использование в некоторых западных источниках информации гендерно- и расово- нейтральных терминов, по сути, и является яркой иллюстрацией использования эвфемизмов. Например, в английском языке есть слово «fireman» - пожарный. Однако, из-за наличия в данном слове «man» (мужчина), некоторые СМИ используют другое существительное - «firefighter» (дословно: «борец с огнем»). Таким образом, первоначальный термин заменяется на гендерно-нейтральный, так как источнику информации кажется нетактичным и некорректным, говоря о пожарных, которые могут быть представителями любого пола, использовать слово, содержащее в себе часть «man».

Дисфемизмы – это слова, являющиеся противоположностью эвфемизмам. Они заменяют собой эмоционально и стилистически нейтральные слова, делая текст более экспрессивным (грубым или пренебрежительным, например). Зачастую к ним прибегают при желании придать событию, или же одной из сторон-участников события, яркий эмоциональный окрас. Например, источник информации опубликовал заметку о преступнике и, чтобы подчеркнуть свое негативное отношение к правонарушителю, использовал словосочетание «бандитская морда». Корректней было бы написать «лицо преступника», однако автору важно было придать заметке эмоциональный окрас, из-за чего он дополнил текст дисфемизмами.

Ассоциативные поля - объединение вокруг одного слова, «слова стимула», определенных групп «слов-ассоциатов», сопровождающих главное слово в различных источниках. Например, мы как ангажированное СМИ заинтересованы в создании образа опасных насекомых. Для этого выстроим ассоциативное поле, включающие такие слова «со-ассоциаты» как «убийцы», «ядовитые», «опасные». Вскоре и некоторые другие источники также напишут о «насекомых-убийцах», «ядовитых насекомых» и «опасных насекомых», таким образом, закончив формирование нашего ассоциативного поля. Теперь, обществом насекомые будут восприниматься как угроза, несмотря на то, что опасна для человека только очень небольшая их часть.

Теперь же поговорим о манипулировании на уровне предложения и текста, в том числе о синтаксических способах манипулирования и приемах формальной логики.

Одним из синтаксических способов манипулирования является «градация» - преобразование слова или словосочетания в синонимический ряд так, что интенсивность значения каждого последующего члена нарастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая). Часто этот прием используется, чтобы повысить эмоциональность текста, передать настроение, мысли, чувства автора текста. Например, источник информации выпускает статью о победе хоккейной команды: «… сегодня наш хоккейный клуб переиграл, превзошел, уничтожил своих соперников по площадке».

-3

Таким образом, используя градацию, автор новости делает текст более эмоциональным и создает у читателей ощущение безоговорочной победы одной из команд.

Эффективным приемом формальной логики является «подмена аргумента». Пользуясь ей, недобросовестные источники информации заменяют одно понятие другим (часто оценочным суждением автора новости), формируя у читателей определенное восприятие информации.

Например: «… главным тренером был назначен И.И. Иванов. Новичок на тренерском поприще, не имеющий выдающегося опыта работы, он будет возглавлять команду в течение следующего года». Мы «подменяем» тренера И.И. Иванова на «новичка, не имеющего опыта работы», тем самым вызывая у читателя недоверие к решению руководства команды. В то же время, другой источник информации напишет: «… главным тренером был назначен И.И. Иванов. Восходящая звезда и, безусловно, самый перспективный кандидат из всех, он будет возглавлять команду в течение следующего года». Разница в восприятии очевидна.

Композиция информации – один из методов манипулирования на уровне текста. Это порядок изложения фактов, создающий определенные нужные источнику информации логические связи между ними. Рассмотрим гипотетическую ситуацию. У нас есть два факта:

1) А.А. Сидоров, являясь генеральным директором предприятия, объявил о его закрытии;

2) Забастовки рабочих в регионе.

Если мы расставим факты в следующем порядке:

«1) Забастовки рабочих в регионе.

2)Закрытие предприятия А.А. Сидоровым»,

…то складывается впечатление, что А.А. Сидоров – жертва невыполнения рабочими своих обязанностей. Теперь же изменим порядок:

«1) Закрытие предприятия А.А. Сидоровым.

2)Забастовки рабочих в регионе»,

и вот уже главным злодеем в истории предстает А.А. Сидоров, вызвавший закрытием предприятия забастовки рабочих во всем регионе. Хотя мы просто поменяли факты местами.

Это были лишь некоторые методы «языкового манипулирования». Теперь поговорим о том, как избежать их воздействия на наше мировосприятие:

1) Всегда соотносите высказывания с действительностью. Интерпретация фактов в текстах некоторых источников информации может быть субъективной, предопределенной мировоззренческой позицией автора. Искажение действительности, необъективность могут проявляться как в предоставлении ложной информации и дезинформации читателя/зрителя, так и в воздействии на его ассоциативное мышление, в формировании определенных образов, стереотипов, оказывающих влияние на мировоззрение.

2) Обращайте внимание на язык. Отступление от норм литературного языка часто говорит о преднамеренном желании автора использовать приемы синтаксического воздействия на аудиторию.

3) Изучайте информацию из разных источников. Например, у некоторых авторов существуют свои особенности написания текстов, однако если вы встречаете так называемую «особенность» в никак не связанных между собой источниках, то стоит задуматься, не столкнулись ли вы с одним из методов языкового манипулирования.

4) И самое главное - мыслите критически. Отсутствие критического мышления является причиной, делающей «языковое (и не только) манипулирование» возможным и крайне эффективным.

О других видах манипулирования и о том, как не попасть под их воздействие, вы можете прочитать в опубликованных нами ранее материалах:

1. https://vk.com/@internet.team-fake-news-skrytaya-ugroza

2. https://vk.com/@internet.team-okno-overtona-ot-nemyslimogo-k-norme

3. https://vk.com/@internet.team-cifrovye-kolodcy

Если вы хотите узнать больше о языковом манипулировании, то рекомендуем вам ознакомиться с источником, на основании которого была подготовлена эта статья:

— Данилова, А.А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. 2-е изд. — М.: «Добросвет», «Издательство ,,КДУ“», 2011. — 232 с.