Найти тему

Сколько слов должен знать ребенок в 1 год? И как понять, нормально ли он развивается?

Оглавление

В академической литературе нередко встречаются различные требования к речи детей: знать 10 слов в год, 40 слов в полтора года и т.д. Волей-неволей родители начинают примерять эти параметры на своего ребёнка. Иногда результаты “примерки” вызывают тревогу - а вдруг что-то не так?

Рассказывают логопеды:

Каждый ребёнок уникален в своём развитии, так же как уникальны его физиологические особенности, проявления двигательной и познавательной активности, потенциал речевой среды, в которой он воспитывается.

Становление речи малыша и появление в ней новых слов происходят индивидуально. Если ваш ребёнок развивается "не по графику" - это может быть вполне нормально. Поэтому предлагаем не подсчитывать слова, а обратить внимание на прохождение ЭТАПОВ развития речи. Каждый новый этап эволюции речи малыша строится на основе предшествующего и становится основой для следующего – более сложного.

Проходит ли речь вашего ребёнка следующие этапы?

Первый этап. Гуление и лепет.

Этот этап начинается с рождения малыша и длится примерно до 12-18 месяцев.

В этот период происходит подготовка малыша к овладению речью.

  • На втором-третьем месяце жизни ребёнок осознанно реагирует на окружающих, активно улыбается, его привлекают речь и другие звуки – услышав их, он поворачивает голову в сторону источника звука. Более того, малыш начинает использовать свой собственный голос для того, чтобы начать общение. Именно так проявляется «комплекс оживления».
  • К полугоду спонтанные звуки заменяются на полноценные, малыш произносит их осознанно (прислушивается к своему голосу) – гулит (а-а-а, у-у-у, аль-ле-е-лы-агы-аы и др.).
  • Во второй половине первого года жизни ребёнок начинает понимать обращённую к нему речь взрослых. Он устанавливает связи между словами, их звуковым образом и предметами или собственными действиями. Малыш может выполнить ряд словесных просьб: бросать предметы, отыскивать взглядом людей или вещи. Гуление поступенно переходит в чёткие, понятные речевые звуки лепетной речи (ма-ма-ма, да-да-да).
  • К 9 месяцам малыш привыкает отвечать лепетом на обращение взрослого, «комментировать» таким образом действия с предметами. Малыш создаёт свой «язык» из слов, понятный взрослым.

Умения, которые малыш приобретёт на данном этапе, дадут ему возможность произнести первые слова.

Второй этап. Первые слова и словосочетания

Длится до 2-3 лет.

  • Это самый индивидуализированный этап развития речи. Нельзя назвать точный возраст ребёнка, когда запустится речь. У одного малыша это может произойти в год, а у другого – в два. И то и другое может быть нормой.
  • Более важный показатель – умение воспринимать и выполнять простые инструкции. В возрасте до 1,5 лет понятная для ребёнка инструкция должна содержать словадействия. Например: «Дай мне красную машинку».
  • Сейчас ребёнок говорит не столько словами, сколько сочетаниями звуков. Но он использует их как слова, сокращает, переставляет звуки, создаёт свои уникальные комбинации.
  • Начиная с 1,5 лет может появится автономная речь — ребёнок пытается говорить на своём языке, отличном от общепринятого и упрощённом за счёт лепетных слов, например, «Дин ям» (пойдём/иди кушать).
  • В возрасте 2 лет речевое развитие детей-одногодок может значительно различаться. Один малыш уже пытается строить фразу из 2-3 слов, а в арсенале другого – несколько лепетных слов. И всё же для каждого из малышей это время, когда словарный запас (пассивный или активный) пополняется быстро и качественно.

Третий этап. Фразы и предложения

  • К концу третьего года бурно развивается активный словарь ребёнка. Малыш уже давно понимает речь взрослого, и теперь наступает время самостоятельной речи.
  • В этом возрасте большинство детей говорят фразами и предложениями, в их речи появляются грамматические формы слов (изменение по родам, числам и падежам). Очень важно в этот период обеспечить необходимый объём речи для подражания, а также улучшать артикуляцию.
  • Уровень развития речи среди детей трёх лет может существенно различаться. Кто-то пользуется отдельными словами, меньше говорит и больше слушает, а кто-то уже хорошо освоил фразовую речь. И в том, и в другом случае освоение родной речи идёт совершенно нормально.
  • Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми, проводите сравнение только с успехами самого малыша.
-2

А если что-то не так? Когда бить тревогу?

Рекомендуем обратиться к специалисту, если:

  • У ребёнка нет гуления и лепета (до 12 месяцев)
  • Нет первого слова (до 19 месяцев)
  • К 2 годам говорит меньше 10 слов, нет простой фразы типа "Мама, дай!".
  • У ребёнка есть трудности с жеванием и приёмом твёрдой пищи
  • Малыш не откликается на своё имя, не смотрит в глаза
  • Когда вы говорите с малышом, кажется, что он смотрит только на рот родителя
  • Нет жестов "привет", "пока"
  • Нет реакции на громкие звуки
  • К 1,5-2 годам ребёнок не выполняет простые просьбы.
  • В возрасте 2,5-3 лет ребёнок не может соединить слова в простые фразы.
  • К 3 годам у ребёнка нет собственной речи (только повтор чужих слов).
  • Были сложные роды (преждевременные, асфиксия, гипоксия, затяжные, стремительные).

По материалам комплекта “Умница. Говорим”

(авторы: Светлана Тимошенко (Худякова) и Евгения Ершова — логопеды, дефектологи высшей квалификационной категории)

Комплект содержит подробную программу с советами и играми на каждый день, а также все материалы для занятий.
Комплект содержит подробную программу с советами и играми на каждый день, а также все материалы для занятий.

Готовая программа для развития речи детей 0-3 лет. Здесь сотни игр, качественные и полезные материалы и бережный подход к развитию ребёнка. Занятия разговорят даже молчуна, поставят произношение, станут профилактикой логопедических проблем.

Узнать подробнее и заказать можно:

#развитиеречи #логопед #раннееразвитие #игрысдетьми #родительство #речьребёнка #логопедическиеигры #логопедическиеупражнения