Доброго времени суток, дорогой Читатель!
Прекрасная, не смотря на очень сильный и холодный ветер, солнечная погода в самом конце октября стала хорошей возможностью для поездки в какое-нибудь интересное, ещё не изведанное мной, местечко Ленинградской области. Я остановила свой выбор на разрушающейся усадьбе в Гостилицах, так как посчитала осенний период - лучшим временем для её осмотра, ведь летом она изнутри закрывается выросшими в ней деревьями, кустарниками и прочей зеленью с пышной листвой, которая скрывает часть постройки и препятствует полному восприятию картины. Местами в залах усадьбы вырос уже целый лес! Поздней осенью уже нет листвы на деревьях, а значит она не мешает увидеть больше и ощутить габариты бывших дворцовых комнат.
Адрес: Ленинградская область, Ломоносовский район, деревня Гостилицы
Координаты: 59.746059, 29.615264
Дата съëмки фото: 30.10.2022
Надо отметить, что Усадьба Гостилицы является не только объектом культурного наследия федерального значения, но и компонентом объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО за № 540-010 «Дворцово-парковый ансамбль в деревне Гостилицы» [1]
Как добраться.
Те, кто читал и другие мои статьи знают, что мы с мужем путешествуем на автомобиле и дорогу всегда ищем с помощью навигатора, ведь сейчас там есть всë, что душе угодно, любые достопримечательности. Если вы тоже решите отправиться в Гостилицы на машине, то конечную точку в навигаторе так и указывайте: "Усадьба Гостилицы" или "Троицкая церковь д. Гостилицы", ул. Нижняя, 4 (здесь больше места для парковки авто) или можете воспользоваться координатами, оставленными мной выше. От СПб это около 50 км.
А если вы добираетесь из СПб общественным транспортом то один из вариантов маршрута это сесть на электричку (от Балтийского вокзала) и доехать до станции Старый Петергоф, далее пересесть на автобус 489 или 686 и ехать 12 остановок до ост. д. Гостилицы (выходить после ост. Дом лесника). Автобус вас привезет к бывшей конюшне имения. Дворец находится за конюшнями, на следующей улице, пешком нужно пройти примерно 500 м.
Дворец усадьбы
Итак, мы добрались до усадьбы!
Подъезжая ко дворцу, вы наверняка обратили внимание на множество старых домов вдоль дороги у перекрестка. Они все имеют отношение к нашей усадьбе. В прошлом - это здания хозяйственного двора, на сегодняшний день заброшенные, хоть и относительно недавно.
Но нас интересует другое.
Как и в большинстве других имений больше всего хочется увидеть его главное здание, а именно дворец - хозяйский дом.
Не смотря на своё плачевное состояние, дворец меня сильно впечатлил своей уютной планировкой и комнатами/залами с множеством эркеров. Правда есть одно "но". Чтобы полностью погрузиться в его удивительную атмосферу необходимо заглянуть внутрь дворца, что небезопасно и чего делать, конечно же, нельзя. Но мне было не устоять перед такой возможностью и я в предвкушении чего-то завораживающего нарушила это правило. Напомню, что дул ооочень сильный ветер. Внутри развалин он, конечно, ощущался меньше, но вот сверху небольшие кусочки кирпичиков время от времени всё же сдувал вниз! К счастью на меня ничего не упало. Но, тем не менее скажу я вам, что ощущения не из приятных, когда слышишь и видишь, что рядом с тобой сверху что-то падает и сыпется!
Но раз уж я всё равно сюда зашла, то фотографий постаралась сделать как можно больше, что бы и вы могли максимально близко познакомиться с этой усадьбой.
Итак, моя нога ступила на обломки кирпичей и я очутилась внутри истории!
Взгляд с жадностью впился в стены до́ма и уже не отрывался от них, разглядывая множество арок, проёмов и эркеров.
Находясь в местах подобного рода, я ненадолго как бы проваливаюсь в прошлое, ощущаю его атмосферу, его "вкус" что-ли; и моё подсознание сквозь обломки раскиданных повсюду кирпичей начинает вырисовывать картинку: появляется облицовка стен, мебель, текстиль, декор, предметы быта и даже люди в нарядах того времени... С каждым последующим шагом картинка вокруг меня становится всё чётче и ярче, а позади начинает медленно растворяться, возвращаясь к реальности. И это на самом деле очень круто! Круто, если нет возможности (да уже и никогда не будет) увидеть "в живую" всё то, что здесь находилось увидеть хотябы таким способом! Попробуйте и вы закрыть на секунду глаза, сделать глубокий вдох и открыв глаза, взглянуть уже не на развалины, а на шикарный оживший дворец, в котором бурлит жизнь! Получилось? Ну, здорово же, правда?! Согласитесь это гораздо лучше, чем обойдя здание, и может быть, заглянув вовнутрь, сухо и недовольно возмущаться: "Здесь смотреть не на что....", "Вокруг одни развалины...", "Что́ здесь удивительного....?" и т.п. Каждый видит вокруг себя то, что хочет. Но, задумайтесь, однажды исчезнет и это!!! А ведь это наша история! Наше наследие! Наша культура! У каждого такого заброшенного места своя атмосфера, своё настроение, своя палитра событий и свой особенный колорит!
С чего начать
Посмотрим на главный, центральный вход 👆 с восточной стороны здания, над которым видны красивые металлические кронштейны👇, удерживающие когда-то небольшой балкончик
К этому входу ведут частично сохранившиеся ступеньки. Но через эту "дверь" я не стала заходить в дом, так как поднявшись по ступенькам, далее пришлось бы прыгать вниз внутрь здания, а из-за опавшей листвы там не было видно "дна", на котором могут прятаться камни, ямы, осколки стекол и прочие неприятности (ломать ноги в мои планы не входило)
Поэтому, обойдя здание, я спокойно зашла через центральную часть эркера, расположенного с другой (западной) стороны здания ровно напротив главного входа.
Ранее это было окно.
Вообще здесь есть несколько удобных (и не очень) мест для входа.
Описание планировки дворца
Для лучшего представления расположения комнат предлагаю посмотреть на план первого этажа усадьбы, составленный для проводки электричества К.Ф. Сименсом. На плане я обозначила и начало нашего осмотра.
Итак, очутившись в этом когда-то шикарном зале с большим эркером, предлагаю оглядеться.
Это большая комната с пятью высокими окнами и видом на парк. По всей вероятности ранее она служила гостиной. Потолок сверху отсутствует (впрочем как почти во всем доме) и нам видны стены второго этажа, стремящиеся вверх к небу, ведь крыши в здании, к сожалению, тоже нет. Поворачиваемся спиной к окнам и опускаем взгляд обратно на стены первого этажа и видим несколько проёмов с трёх сторон комнаты (прямо, слева и справа):
- прямо - прямоугольный дверной проем, ведущий в узкий коридор, из которого можно попасть и в другие помещения дома, в том числе в комнату прихожей с главным входом (ну тот, через который мы не стали заходить; на фото его хорошо видно через этот проём). Интересно, по факту был ли здесь проход как таковой или всё же это было что-то вроде потайного или черного хода, например, для прислуги 🤔 .
- слева видим потрясающую перегородку, состоящую из трёх арок. Удивительно, что она ещё не рухнула!
Когда-то эти арки были украшены колоннами, стоящими рядом скульптурами и прочим декором...
Заходим в зал за этими арками
В нём тоже окна арочной формы. Кстати, здесь когда-то располагался ещё один вход/выход с небольшим крыльцом, через которое можно было выйти в парк, а на втором этаже над этой комнатой был обустроен длинный балкон;
У дальней стены этой комнаты виден прямоугольный проём, ведущий в следующий зал округлой формы, но этого зала больше нет, так как нет и фасадной стены - она к сожалению рухнула и до наших дней уже не дожила. Рядом, справа находился камин, над которым висело большое зеркало.
Возвращаемся в эркерный зал, через который мы зашли:
- справа если приглядитесь, то увидите следы от трёх декоративных арок, отзеркаливающих аркаду напротив.
По факту же здесь располагался только один прямоугольный дверной проём в центральной арке, открывающий проход в следующий зал с тремя окнами.
Судя по архивным фотографиям, именно здесь была столовая.
Предполагаю, что другого выхода из этой комнаты не было, так как с южной стороны этой комнаты скорее всего стоял большой камин (или печь).
В стене сохранился дымоход и глиняные трубы
Отопление в доме выстраивалось по принципу циркуляции тёплого воздуха, проходящего по этим трубам в другие помещения. Кстати, во дворце был проведен и водопровод и даже электричество! Но об этом чуть позже.
Минуя стену с дымоходом мы попадаем в большую комнату длиной во всю ширину дома.
Здесь поселилось так много молодых деревьев, что скоро можно будет собирать грибы....
Завершением дворца с этой (юго-западной) стороны была высокая круглая башня, поднимающаяся над крышей. На фото 👇 видна (справа) закругленная кирпичная часть стены - всё, что осталось от башни...
Также с южного торца здания помимо башни, рядом с ней была ещё одна комната с эркером. Её фасадная стена к сожалению сейчас тоже отсутствует, но мы же можем опять подключить воображение...
Справа видим дверной проем в маленькое помещение с юго-восточного угла дома.
Здесь был оборудован дополнительный вход/выход на улицу с неширокой лестницей, скорее всего для персонала и прислуги (но это только моё предположение).
Переходим к осмотру противоположного - северного крыла дворца.
В центре этого торца здания можно увидеть очередную тройную аркаду, частично разрушенную как на первом, так и на втором этажах.
На втором это были просто окна, а вот на первом перед этими арками находилось что-то вроде террасы с видом и выходом в сад с маленьким фонтаном.
Под слоем зелёного мха спрятались "мостики" от этой террасы.
Справа и слева от террасы находились комнаты округлой формы. Справа, как я уже упоминала ранее, эта комната не сохранилась.
В северо-восточном же углу дома располагалась ещё одна башенка, но уже низкая, высотой всего в один этаж (кабинет-фонарик)
На сегодняшний день внутри этой башенки сохранился круглый свод потолка и элемент толстого слоя штукатурки с широким молдингом.
Возвращаемся к главному фасаду с лицевой (восточной) стороны. Зайдём в самый первый, центральный зал - прихожую.
Справа и слева от него находились маленькие помещения с одним окошком в каждом (на фото 👇 слева)
а следом за ними (севернее и южнее соответственно) располагались залы с уже знакомыми нам и свойственными для всей архитектуры этого замка эркерами с высокими арочными окнами.
В одной из таких комнат с её обеих сторон хорошо видны ступеньки.... Я не очень поняла для чего именно они были нужны, но предположить можно, что они вели в подвальные помещения дома. Ведь уровень пола первого этажа, судя по всему находился как раз над ступенями. А может быть здесь располагалась техническая зона по водоснабжению 🤔... А может быть они служили основой для ступеней на второй этаж...
Съезжу в усадьбу ещё раз, осмотрю этот зал лучше и тогда расскажу о своих выводах, а пока на этом с обзором первого этажа всё!
Если вам интересно посмотреть на остатки усадьбы с высоты - переходите по ссылке: Видео об усадьбе Гостилицы.
Ну а мы переходим к истории появления дворца.
История возникновения усадьбы и её владельцы
Сейчас в интернете очень много информации на эту тему, но чтобы вы не тратили своё время на её поиски, я всё же расскажу коротко об истории возникновения Гостилицкой усадьбы. В конце статьи оставлю для вас ссылку на группу Вконтакте [3], где при желании вы сможете узнать о Гостилицах побольше. Итак, историческая справка [2]
По Столбовскому миру* 1617 года земли вдоль южного побережья Финского залива оказались под властью шведов, деревня Гостилицы в том числе. На тот момент деревня была пожалована королем Густавом II Адольфом Миките Калитину, вступившему на шведскую службу. Калитины владели этими землями почти 100 лет, но во времена Северной войны (1700-1721) Россия вернула эти земли и Петр I стал дарить их своим приближенным. Есть лишь косвенные свидетельства о принадлежности Гостилиц в этот период личному врачу Петра I, директору "Кунсткамеры" Р. К. Арескину (1677-1718) и светлейшему князю А.Д.Меншикову (1673-1729).
Б. Х. Миних
Далее, в 1731 году по указу императрицы Анны Иоановны за успешное завершение строительства Ладожского канала Гостилицкая мыза была пожалована графу Бурхарду Христофору Миниху (1683-1767) - подполковнику Преображенского лейб-гвардии полка.
Именно при нём и была заложена основа планировки усадьбы, впоследствии Гостилицкого дворцово-паркового ансамбля. На холме, спускающемся к речке Гостилке был построен деревянный дом. Существующие до сих пор два пруда на реке были созданы именно Б.Х. Минихом. На дамбе одного из них была построена пильная мельница (с пилой), поэтому пруд назвали Пиличный. Сохранился и пруд Миниха, носящий имя своего создателя. Берега́ и дно этого пруда выложены булыжником. Здесь стояла мучная мельница. Позже, именно из этого пруда был поднят каменный жернов, на котором сохранилась высеченная дата 1741, графская корона и буква М. По легенде, при конфискации имения в казну Б.Х. Миних своими руками сбросил этот жернов в пруд. Сам же граф по указу императрицы Елизаветы Петровны был сослан в сибирскую ссылку, а в 1762 г возвращён в Петербург по указу императора Петра III с восстановлением всех чинов и наград.
В настоящее время этот жернов можно увидеть недалеко от дворца - у церкви Св.Троицы.
Разумовские
В 1743 году Елизавета Петровна жалует Гостилицкую мызу графу, генерал-фельдмаршалу и своему фавориту Алексею Григорьевичу Разумовскому (1709-1771).
Именно тогда здесь создаётся роскошная резиденция, которую часто посещала императрица. В 1744-1745 гг. был построен деревянный дворец в стиле барокко, представление о котором мы можем получить лишь по сохранившемуся чертежу-проекту и изготовленному на его основе макету дворца (который находится в местном музее-библиотеке)
Тогда же был устроен парк со всевозможными затеями, возведены Чайный павильон и на горе высотой 105.3 метра н.у.м. построена колокольня, откуда наблюдатель звоном в колокол предупреждал Гостилицы о приближении Елизаветы Петровны.
Сегодня колокольни здесь нет, а на её месте (на горе Колокольня) установлен памятник непокоренной высоты 105.3 м. Это место стало ключевым в прорыве блокады Ленинграда; в январе 1944 года на горе располагался наблюдательный пункт, который во время боёв оповещал о расположении немецких солдат.
Для свиты императрицы были построены Кавалерские флигели, расположенные перед дворцом с северной и южной стороны
Сегодня от этих корпусов также как и от главного здания имения остались одни стены, а внутри всё заросло растительностью.
Часто со свитой императрицы в Гостилицы приезжала великокняжеская чета - будущий император Пётр III и будущая императрица Екатерина II.
После смерти А.Г. Разумовского владельцем имения стал его младший брат Кирилл Григорьевич Разумовский (1728-1803). Он продолжил обустраивать усадьбу: были построены горбатые мостики (всего их было три, мне удалось увидеть только один), места для обозрения и на Пи́личном пруду был создан уединённый остров, названный "Островом Любви".
До недавнего времени к мостику и островку у Пи́личного пруда можно было спуститься по крутой деревянной лестнице,
но сейчас это делать опасно, так как лестница находится в аварийном состоянии. Но не расстраивайтесь, есть и другой путь! Пройдя по дорожке парка немного дальше деревянной лестницы, дойдя до другого конца Пиличного пруда, вы увидите тропинку, ведущую вниз.
Спускайтесь по ней, а когда дойдете до пруда, то идите вокруг него против часовой стрелки. Здесь сначала вам встретятся остатки мельницы (хотя мельницы там конечно уже никакой не осталось, а есть что-то вроде колодца у пруда с бегущей водой и остатков сооружения внизу - у реки)
Пройдя ещё чуть дальше по тропинке, вы увидите деревянный мостик, ведущий на остров Любви с беседкой.
Отдохнув там, отправляйтесь дальше по тропинке, пока не дойдёте до горбатого моста.
Обратите внимание на кладку мостика!
Чтобы вернуться в парк надо проделать тот же путь, но уже в обратную сторону. Конечно, есть и другой вариант: спуститься вниз по тропинке, расположенной не в конце пруда, а рядом с деревянной лестницей, повернуть налево в сторону моста и пойти к нему вдоль воды по часовой стрелке (но при определенных условиях погоды здесь может быть очень слякотно и мокро). Налюбовавшись мостом, переходите по нему и идите дальше вокруг пруда сначала к острову Любви, а потом и к мельнице. Дальше тропинка будет подниматься вверх в парк. Таким образом вы обойдёте почти весь пруд вокруг.
На мой взгляд первый вариант всё же лучше и суше. В парке можно погулять по аллеям, подышать свежим воздухом и поразмышлять о чём-то хорошем
Вернёмся к истории. Также К.Г. Разумовский в 1755 году построил каменную церковь Святой Троицы предположительно по проекту А.В. Квасова. К счастью церковь сильно не пострадала в военное время, более того в 1980 году ее начали восстанавливать, а в 1995 году здесь начались службы.
Церковь действующая и по сей день. Рядом находится домик священника.
Позже имение в Гостилицах перешло сыну К.Г. Разумовского - Петру Кирилловичу Разумовскому (1751-1823), который перестроил усадьбу в стиле классицизма.
В целом усадьба Гостилицы принадлежала роду Разумовских до 1825 года, пока наследники Разумовских ни продали имение Татьяне Борисовне и Александру Михайловичу Потемкиным.
Потемкины
А.М. Потемкин - действительный тайный советник, в 1842-1854 годы неоднократно избирался губернским предводителем петербургского дворянства. Т.Б. Потемкина (урождённая княжна Голицына) была правнучкой фельдмаршала князя Голицына, а её мать - А.А.Грузинская была грузинской царевной, правнучкой царя Картли Вахтанга VI.
Супруги Потемкины решили перестроить старый барский дом и в качестве архитектора новой усадьбы был привлечён знаменитый Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865) - русский архитектор, профессор 2-ой степени Императорской академии художеств, действительный статский советник, работавший в Санкт-Петербурге, Царском селе, Павловске, Петергофе и других городах. Его знаменитые работы: Мариинский дворец, дворец Белосельских-Белозерских, Ново-Михайловский дворец и др. Теперь хозяйский дом (окончание строительства 1845 г) стал немного напоминать средневековый за́мок.
Очертания и разваливающиеся стены именно этой восхитительной постройки мы можем наблюдать в Гостилицах на сегодняшний день.
Заново были отделаны и некоторые другие уже имеющиеся постройки имения. А когда Потемкины чистили пруд был найден и поднят мельничный жернов Миниха. А уже в наше время его переместили к Троицкой церкви.
После смерти А.М. Потемкина имение, предположительно, досталось одному из племянников Татьяны Борисовны, а затем было приобретено бароном Федором Егоровичем Врангелем.
Ф.Е. Сименс, М.К. Гревениц и электричество в усадьбе
Зимой 1889 года имение покупает Карл Федорович Сименс, крупный промышленник и петербургский домовладелец.
От этого периода сохранились фотографии интерьеров замка, в том числе зал, в котором были собраны портреты всех прежних владельцев усадьбы.
К.Ф. Сименс принял русское подданство и в 1895 году был возведен в российское дворянство; руководил электротехническими заводами "Сименс и Гальске" в Санкт-Петербурге. К.Ф.Сименс построил в Гостилицах одну из первых в России электростанций, а вырабатываемая ею энергия, использовалась для хозяйственных нужд и освещения усадьбы. В этот период были построены конюшня и каретный двор.
На сегодняшний день эти здания также не используются и находятся в плачевном состоянии. Конюшня в недавнем времени перенесла ещё и пожар.
С западной стороны конюшни над воротами здание украшала гипсовая голова лошади,
которую не́кто выбил аж с куском кирпичной стены, видимо решив, что раз здание всё равно брошено и разваливается, то можно ему в этом и помочь...
Стыдно за таких не́людей.
В 1906 году новым владельцем усадьбы стала дочь К.Ф.Сименса Мария Карловна Гревениц, вышедшая замуж за дипломата, барона Георгия Александровича Гревеница. Они владели усадьбой до 1917 года.
Начало конца
После революции 1917 года, усадьба была национализирована и на её территории был образован совхоз "Красная Балтика", занимающийся разведением рыбы.
Во времена ВОВ здесь шли тяжёлые бои, фашистам удалось превратить Гостилицы в мощный опорный пункт обороны.
В годы блокады Ленинграда в деревне Гостилицы не утихал бой. При прорыве блокады в 1944 году, усадьба подверглась артиллерийскому обстрелу, после чего дворец сильно пострадал и стал разрушаться. Спустя более 40 лет усадьбу пытались "законсервировать" от дальнейших разрушений, но средств и возможностей на эту идею не хватило и дворец продолжил разрушаться.
На сегодняшний день состояние усадьбы не меняется в лучшую сторону. А так как это федеральная собственность, а не региональная, то местные власти не могут выделить средства на консервацию и тем более на реконструкцию или восстановление усадьбы. Средства из федерального бюджета в сегодняшнее тревожное время также идут на более важные для страны нужды.
Остаётся только надеятся, что климатические и погодные условия, а также человеческий фактор будут влиять на постепенное исчезновение усадьбы как можно меньше, а в бюджете страны найдутся средства для восстановления и охраны исторического памятника в Гостилицах.
Приглашаю вас познакомиться с руинами ещё одной усадьбы Лен.обл: "Руины усадьбы Рапти"
И посмотреть видеоролик про Усадьбу Гостилицы
На этом всё, друзья. Всем мира, добра и приятных впечатлений от путешествий!
_____________________________________
Автор статьи и фотографий: © Терентьева О.В., 2022 г
* Столбо́вский мир - мирный договор между Русским царством и Шведским королевством, подписанный в 1617 году в деревне Столбово (у Тихвина), положивший конец русско-шведской войне 1610-1617 годов.
Источники и ссылки:
[1] - список ЮНЕСКО
[2] - историческая справка составлена автором статьи на основании текстов и фотографий, размещённых на информационных стендах, расположенных у Гостилицкого мемориала в честь обороны Ленинграда "Зелёный пояс Славы".
[3] - публичная страница ВК Усадьба Гостилицы https://vk.com/manorgostil