Найти тему
Саша Воронков

Странный фильм "Уховертка". О чем он?

С 4 августа в российский кинопрокат вышел фильм режиссера Люсиль Хадзихалилович "Уховертка" по произведению Брайана Кэтлинга. Фильм странный и довольно непростой. В начале он "немой". Нам просто показывают какую-то девчонку с жутким приспособлением на лице (Мия), какого-то мужика (Альберт). И все. Ни одного слова. И атмосфера какая-то гнетущая : печальная музыка в начальных титрах, дом покружен в полумрак и тишину, нарушаемое лишь тиканьем часов, мы наблюдаем процесс замены зубов (своих у девочки нет). И мрачную картину какого-то дома.

Мрачная картина. Но разговор о ней потом
Мрачная картина. Но разговор о ней потом

Скриншот с кадром из фильма.
Скриншот с кадром из фильма.

Первое впечатление : девочка стала жертвой какого-то маньяка-извращенца. И возникает вопрос : кто она такая и что ему от нее надо ?

И вот здесь я выдвигаю свою теорию: а что если эта девочка на самом деле -вымысел? Вдруг ее вообще никогда не существовало ?

Почему я так решил ? Само название фильма -намек на особенности человеческого мышления. Уховертке приписывается то, что якобы она по ночам забирается в ухо спящего человека , прогрызает барабанную перепонку и даже может забраться внутрь головы (да и фильм открывается крупным планом уха спящего Альберта).

Также я обратил внимание на одну интересную вещь : в фильме почему-то большое внимание уделяется красному цвету.

Сюжет начинает "двигаться с места" только после того, как девочка разбила КРАСНЫЙ стакан. Потом Альберту звонит неизвестный работодатель- он требует подготовить ее к отъезду. Куда ?

Момент, когда девочка полезла за стаканом
Момент, когда девочка полезла за стаканом
Здесь Альберт закатывает осколки в бумагу
Здесь Альберт закатывает осколки в бумагу
Здесь девочка одета опять в КРАСНОЕ пальто. Да и ходит как будто впервые.
Здесь девочка одета опять в КРАСНОЕ пальто. Да и ходит как будто впервые.
Хм, кто это ?
Хм, кто это ?

И вот Альберт выводит девочку на озеро, а та падает в воду. Альберт ее вытащил, привел в чувство и зачем-то посмотрел вбок. А там стоит кто-то. Пока это загадка.

Ответ на эту загадку ( да и ответ на смысл фильма) поможет сцена в баре. Альберт приходит туда, заказывает напиток и тут к нему подходит Путешественник (настоящего имени он не называет)

Это ключевой персонаж всего фильма)
Это ключевой персонаж всего фильма)

И вот в разговоре с Альбертом он скрыто отвечает на все вопросы. Диалог Альберта и Путешественника

А: "У меня нет жены"

П:"Мэри мертва. Но есть и другая. Она просыпается".

А: " У меня нет жены !!

П: "Значит ребенок . Брошенный ребенок".

Теперь понимаете ? Жена у Альберта на самом деле есть. И эта девочка-она сама. Вернее, ее вторая личность. Из-за каких-то причин, она стала себя ощущать девочкой и эта вымышленная личность вытеснила реальную. И в фильме описан процесс "возвращения" в реальность. Выстраиваю теорию: мрачный дом Альберта в начале фильма-это "тюрьма" для истинной личности. Пока они находятся в этом мрачном доме- вымысел крепко засел в голове жены Альберта. Красный стакан разбился-значит в борьбе реальности и вымысла случился перелом в лучшую сторону. Именно перелом, реальность еще слаба. Но ее нужно укрепить.

Тот самый дом
Тот самый дом

Кто жена Альберта ? Это та самая официантка, которую Альберт ударил бутылкой в баре. Почему ?

Я обращаю внимание на ее одежду. После того, как ее выписали из больницы, на ней Красное пальто. Такое же как у девочки, НО более темного оттенка. Здесь вспомнилась комедия Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию" : реальный мир-черно-белый, вымысел-цветной. То есть уже начался вывод из вымысла.

Второе. Обратите внимание на картину, на скриншоте выше. это дом, в который заходит официантка после выписки. Там изображен тот же самый дом как в доме Альберта, НО на некотором отдалении. "Побег" из тюрьмы разума уже начался.

И наконец "контрольный выстрел". Лоуренс, который оказывал ей помощь после ранения, пригласил ее к себе (причем даже спросил ЧТО ее здесь держит). И вот на мосту (мост- символ перехода ) она принимает его предложение. И тут же повторяется сцена из начала фильма (более того, тот же самый кадр). И здесь можно разглядеть еще одно указание : в борьбе с вымыслом наступил окончательный переход. В начале фильма это был всего лишь слабый призрак Реальности, теперь же это окончательный символ. Но Вымысел еще может переломить ситуацию.

Символ
Символ

И почти в самом конце фильма показана финальная битва Вымысла и Реальности. Ужин. Начинается прием еды и официантка и Альберт одновременно начинают как бы "задыхаться". И тут заместо Альберта появляется Женщина из вымысла. И протягивает руку вымышленной девочке Мие. И вот если бы случилось рукопожатие, Вымысел бы окончательно одержал победу. Но Альберт опрокинул стакан (считай пересилил Вымысел) и одержал победу. А вместе с ним и реальность.

Кто это в отражении, ведь ужинает Альберт ?
Кто это в отражении, ведь ужинает Альберт ?

Финал : Альберт приводит девочку в Дом на картине. Вымысел проиграл и должен исчезнуть. Он должен уйти туда, откуда пришел.Но перед этим, он должен выпустить своих пленников.

-11

Вот такая вот мысль у меня возникла в процессе просмотра. Предлагаю вам на обсуждение. Если вы не согласны с ней, выдвиньте свои теории в комментариях