«Планируется создать государственного пассажирского перевозчика. От чего ушли, к тому пришли», – сказал не без вздоха министр транспорта Владимир Осипов, комментируя документы транспортного планирования. Перед его слушателями сразу возникли тень безвинно разоренного «Чувашавтотранса».
А руководитель ведомства добавил, что перевозки по межмуниципальным маршрутам, в основном, осуществляются по нерегулируемым тарифам. Как следствие, у органов власти фактически отсутствуют рычаги воздействия на перевозчиков. Министерство никак не может повлиять на нарушителей расписания и всевозможных условий.
В качестве кардинальной меры предусматривается перераспределение полномочий по организации транспортного обслуживания населения на муниципальных маршрутах в пользу региональной власти. На текущий момент муниципальные маршруты в Чебоксарах и Новочебоксарке курируют городские администрации, межмуниципальные – Минтранс. Отсюда несогласованность, которая порождает транспортные войны. Между Чебоксарами и Новочебоксарском действуют 7 межмуниципальных маршрутов, трассы которых заходят в глубь городов и вступают в конкуренцию с муниципальными.
По словам министра, существующая тарифная система несовершенна. Преобладают разовые билеты. Проездные на неограниченное число поездок существуют только для троллейбусов. Отсутствуют проездные билеты на всю транспортную сеть. По данным натурного обследования и транзакций оплаты проезда, 23% от всей выручки агломерации не проводятся через контрольно-кассовую технику, а это почти миллиард рублей. Иными словами, бюджет не досчитывается внушительных доходов в виде налоговых платежей.
При передаче полномочий на уровень республики правительство получит возможность устанавливать единое тарифное меню, внедрить единый проездной билет, а также пересадочные абонементы. «То есть, если в течение 60-90 минут, имея абонемент, ты пересаживаешься на другой транспорт, то уже не доплачиваешь за проезд», – пояснил Осипов.
Закон о перераспределении полномочий должен вступить в силу с 1 января будущего года. При этом предусматривается переходный период. Документ транспортного планирования предполагает в течение 2023-24 гг. организацию трех троллейбусных межмуниципальных маршрутов Чебоксары-Новочебоксарск. Зато действующие автобусные маршруты будут отменяться по мере истечения срока действия разрешений на работу перевозчиков.
А государственный перевозчик, отметил министр, обеспечит конкуренцию с частниками, будет обслуживать социально значимые маршруты с низким пассажиропотоком, позволит сохранить транспортную доступность в сельской местности, обеспечить применение проездных билетов на межмуниципальных маршрутах.
Конечно, у депутатов возникло немало вопросов. В частности, поинтересовались на предмет использования электробусов на маршруте Чебоксары-Новочебоксарск. Осипов пояснил, что электробусы – это очень дорогое удовольствие, одна машина стоит от 35 до 52 млн. А вот цена уфимского троллейбуса на автономном ходу 28,5 млн. Есть очень интересное предложение от «КамАЗа», выпускающего автобусы большого класса на метане. Они еще доступнее – 16-18 млн.
Рассматриваются несколько вариантов привлечения средств для закупки транспорта. К сожалению, уже нельзя рассчитывать на инфраструктурные бюджетные кредиты с очень выгодными условиями. Но ведутся переговоры с корпорацией «ДОМ. РФ» о привлечение около 1 млрд 300 млн на 15 лет под ставку 4,3% годовых. Осипов подчеркнул со ссылкой на Минфин, что выделенная сумма не будет влиять на размер госдолга республики.
Естественно, прозвучал вопрос и о дотировании госперевозчика, ведь именно об этом камень споткнулся «Чувашавтотранс». Осипов сказал, что в бюджете пока такие средства не заложены, полгода – год придется работать так же, как муниципалитет. То есть, заключать краткосрочные контракты на 3-4 месяца.
«После того как определимся с троллейбусами, Минфин отработает вопрос о субсидировании перевозок, – ответил министр. – В любом случае надо переходить на регулированные тарифы, это мировой тренд. Например, в Нижегородской области в ряде муниципалитетов частично перешли на брутто-контракты. (Брутто-контракты предполагают фиксированную оплату работы перевозчиков из бюджета вне зависимости от пассажиропотока. Собранные за проезд средства поступают в бюджет – Ред). Чтобы чебоксарское троллейбусное управление работало безубыточно, надо поднять тариф на проезд до 42 рублей. Поднять-то можно, но как народ прореагирует»…
Председатель профильного комитета Госсовета Игорь Моляков полагает, что переход на новое транспортное планирование будет достаточно болезненным. «Конечно, многие чебоксарцы привыкли ездить на работу в Новочебоксарск из своего микрорайона прямыми рейсами. А тут придется вначале добираться до пересадочных остановок, – заявил парламентарий «Правде ПФО». – Но и мириться с вакханалией частного бизнеса на трассе «Чебоксары-Новочебоксарск» больше невозможно. А создание государственного перевозчика надо только приветствовать».
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото: vk.com/ Владимир Осипов; фото превью: muet-ufa.ru