Найти тему

-А теперь обратимся к звездному небу...Сельские клубы в советских карикатурах 70-х.

Здравствуйте, уважаемые посетители канала. Если вам довелось в советское время проживать в сельской местности или бывать там наездами, то информация о том, что единственными очагами культуры на селе тогда были сельские клубы, вас не удивит. Ассортимент культурных мероприятий в них был стандартным – это кинофильмы по вечерам и танцы по выходным. Если село было крупным, то в клубе могли быть организованы различные «кружки» по интересам и художественная самодеятельность, коллективы которой обязательно принимали участие в межколхозных и районных конкурсах.

Иногда в сельские клубы приезжали с выступлениями профессиональные артисты из городской или областной филармонии, то есть, о том, что граждане на селе живут не только хлебом насущным, советская власть старалась не забывать. Правда, состояние самих клубов, особенно, если находились они не в центральной усадьбе колхоза, а в его отдаленных деревнях, иногда было таким, что не обратить на это внимания советские карикатуристы просто не могли. Ну а с результатами их наблюдений вы можете ознакомиться в рисунках сегодняшней подборки)). Смотрим))

Выглядеть такой сельский клуб, например, в Урюпинском районе Волгоградской области, где побывал карикатурист Борис Воробьев, мог примерно так:

Художник Б, Воробьев, "Крокодил" №27, 1979
Художник Б, Воробьев, "Крокодил" №27, 1979

А так мог выглядеть в этом клубе кинозал, для устройства которого достаточно было старенького кинопроектора, нескольких скамеек и переносного экрана. Причем, судя по степени изношенности последнего, без дела где-нибудь в закутке он не лежал и услугами кинопрокатчиков жители этой деревни пользовались регулярно:

Художник Борис Воробьев, "Крокодил" №27, 1979
Художник Борис Воробьев, "Крокодил" №27, 1979

Ну и, конечно же, традиционный вид деревенского развлекательного досуга - танцы под баян или аккордеон (на чем "жарит" маэстро в кирзачах на карикатуре, я определить не сумел), во время которых в этом клубе участникам, кроме умения танцевать, необходимы были ещё и навыки акробатики. Аппаратуры, даже примитивной, для воспроизведения грампластинок в нем, судя по всему, не нашлось, но танцевать под живую музыку, по-моему, значительно приятнее))

Художник Борис Воробьев, "Крокодил" №27, 1979
Художник Борис Воробьев, "Крокодил" №27, 1979

Отопление в деревенских клубах в те времена было, как я понимаю, печное, и, то ли следить за ним было некому, то ли колхозы жалели для этого дела дрова, но тема "дубака" в карикатурах, им посвященных - самая распространенная. Холодно в них было, если верить карикатуристам, и в вестибюле,

Художник Гарри Иорш, "Крокодил" №35, 1978
Художник Гарри Иорш, "Крокодил" №35, 1978

- Взялся - ходи!

- Не могу: она примерзла.

и в зрительном зале:

Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №2, 1976
Художник Александр Алешичев, "Крокодил" №2, 1976

- Говорят, что если в клубе затопят, то пришлют скрипача.

Кстати, в продолжение темы предыдущей карикатуры: некомфортные условия для выступлений, удаленность клубов и бездорожье нередко были причиной того, что ехать на гастроли по сельской местности востребованные городские артисты и музыканты не соглашались, поэтому руководство филармоний обычно посылало туда тех, кто обеспечить сбор на нормальных концертных площадках не мог:

Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №3, 1980
Художник Евгений Ведерников, "Крокодил" №3, 1980

- Мы и этим рады: никто к нам в село не хочет ехать.

При взгляде на следующую карикатуру вспоминается анекдот про двух туристов, наблюдающих за звездным небом, когда один из них думает о бесконечности миров, а другой о том, что над ними кто-то спер палатку. О чем думают колхозники, разглядывающие звезды через дыру в крыше клуба и увлеченно слушающие рассказ лектора о гипотетитической возможности существования жизни на Марсе, остается только догадываться))

Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №35, 1980
Художник Евгений Гуров, "Крокодил" №35, 1980

- А теперь обратимся к звездному небу...

Последние в этой подборке карикатуры про сельские клубы, которые, в силу их "низких эксплуатационных характеристик" и хлопотности содержания, руководство колхозов, вообще, предпочитало держать в закрытом состоянии. Мотивацию этого решения можно описать известными фразами "от греха подальше" и "есть-пить не просит". На первом рисунке клубы, похоже, уже выработали свой эксплуатационный ресурс,

Художник Гарри Иорш, "Крокодил" №7, 1976
Художник Гарри Иорш, "Крокодил" №7, 1976

Межколхозный турнир.

а на втором клуб ещё не построен, но к незавидной дальнейшей судьбе уже подготовлен:

Художник Игорь Сычев, "Крокодил" №22, 1975
Художник Игорь Сычев, "Крокодил" №22, 1975

- Видать, клуб будут строить!

На сегодня всё)) Здоровья вам и хорошего настроения))