Найти в Дзене
Правильная Мама

Занятие 2 - Гусеницы и бабочки | Запуск речи + общее развитие для детей 2-3 лет

Перед тем, как начать, пожалуйста, ознакомьтесь с основной информацией о занятиях с ребёнком дома по моим планам. Для занятия понадобится: 1) Игрушка гусеница. Если такой нет, можно вырезать её из бумаги, картона; 2) Свечка с зажигалкой или фонарик; 3) Карточки с простыми для произношения изображениями (слова в 2-3 слога). У меня карточки из набора "Умница. Говорим"; 4) Магнитный жезл (можно использовать ложку и 3 магнита); 5) Коробка. Можете оформить её ярко и красиво. Используется на каждом занятии. Я свою коробку обклеила самоклеящейся белой бумагой и мы с детьми раскрасили её при помощи губок. 6) Зелёный пластилин. (Используйте обычный пластилин. Не тесто. Он должен быть в меру твёрдый, чтобы ребёнок тренировал моторику); 7) Полоски из зелёной цветной бумаги (шириной в 2-3 см); 8) Распечатка шаблона для творческой части, красный и зелёный карандаши. 9) Музыкальные инструменты (ксилофон, бубен, маракассы и др); 10) Две непрозрачные пластиковые баночки. В одну насыпаем манку (соль,
Оглавление

Перед тем, как начать, пожалуйста, ознакомьтесь с основной информацией о занятиях с ребёнком дома по моим планам.

Для занятия понадобится:

1) Игрушка гусеница. Если такой нет, можно вырезать её из бумаги, картона;

2) Свечка с зажигалкой или фонарик;

3) Карточки с простыми для произношения изображениями (слова в 2-3 слога). У меня карточки из набора "Умница. Говорим";

4) Магнитный жезл (можно использовать ложку и 3 магнита);

5) Коробка. Можете оформить её ярко и красиво. Используется на каждом занятии. Я свою коробку обклеила самоклеящейся белой бумагой и мы с детьми раскрасили её при помощи губок.

6) Зелёный пластилин. (Используйте обычный пластилин. Не тесто. Он должен быть в меру твёрдый, чтобы ребёнок тренировал моторику);

7) Полоски из зелёной цветной бумаги (шириной в 2-3 см);

8) Распечатка шаблона для творческой части, красный и зелёный карандаши.

9) Музыкальные инструменты (ксилофон, бубен, маракассы и др);

10) Две непрозрачные пластиковые баночки. В одну насыпаем манку (соль, сахар и др.), в другую макароны (фасоль, горох, монеты и др). Главное, чтобы одна баночка издавала громкий звук, а другая тихий, если их потрясти.

11) Массажный мячик «Су-джок» с колечками внутри. Продаются в аптеке, стоят от 50 до 150 рублей.

12) Вырезанные из цветной бумаги небольшие бабочки. Обязательно должен быть сгиб посередине, чтобы они лучше летали.

13) Карточки для раскрашивания водой многоразовые. Брала в Fix Price разные наборы и стараюсь выбирать по 5 карточек на занятие, которые будут подходить теме.

14) Ортопедические коврики (если есть), что-то для сооружения тоннеля. Этот пункт очень индивидуален. У меня используется мат от спортивного уголка. Кладу его поверх двух табуреток, чтобы ребёнок проползал под ним.

15) Музыка -
Готовый плейлист в ВК (перечень композиций см. в конце публикации).

Краткий план занятия

1) Приветственный стишок;

2) Приветствие гостя — Гусеницы;

3) Игра на запуск речи с карточками и магнитным жезлом (ложка + магниты);

4) Творческая часть — лепим гусениц;

5) Музыкальная пауза;

6) Рвём траву для гусениц в коробочку. Кладём туда гусениц. Убираем;

7) Творческая часть — красим ягодки, гусениц, рисуем дорожки слева на право;

8) Игра на развитие фонематического слуха;

9) Массажные мячики;

10) Открываем коробку - превращение в бабочек;

11) Игра на разговорный выдох - дуем на бабочек;

12) Красим водные многоразовые карточки;

13) Физминутка;

14) Завершающий стишок.

Подробный план занятия

1. Приветственная часть. Берёмся с ребёнком за ручки и произносим стишок:

«Фонарик наш огонь зажёг и собрались мы все в кружок.
Друг другу руки дать спешим и поздороваться хотим».

Затем зажигаем свечку и просим ребёнка задуть её. Обращаемся по имени и произносим действие, которое нужно совершить: «Ваня, дуй!» Так тренируется разговорный выдох, деткам очень нравится сам процесс задувания свечи. Если вы не хотите использовать свечку, можно заменить её на фонарик.

-2

2. Показываем подготовленную игрушку. Спрашиваем у ребёнка, кто к нам пришёл. "Гусеница" - сложное слово. Если малыш ответил, то говорим: «Правильно, это Гусеница». Если не ответил, то придумываем простое имя и говорим, кто это. В нашем случае - это герои из знакомого мультика. Поэтому я говорила: "Это Пупсень, это Вупсень". А в ответ услышала радостное "Пупень, Пупень". Можно попросить прохлопать ребёнка имя гусеницы, совершая хлопок на каждый слог.

-3

3. Игра на запуск речи. Подготавливаем карточки, на которых изображены животные или предметы с короткими названиями (2-3 слога). Количество - 3-5 шт (в зависимости от усидчивости ребёнка). Подготавливаем ложку и выкладываем рядом магниты. Их должно быть столько же, сколько и слогов в слове на карточке.

Показываем карточку, называем слово, одновременно опуская ложку к первому магниту на первый слог, ко второму - на второй. То есть, например, говорим: "МИ" - ложку к магниту, сразу же говорим: "ША" - ложку к следующему магниту.

Получается звонко, магниты собираются друг на друга. Ребёнку, скорее всего, понравится и он сразу захочет повторить. Отдаём ложку ему, раскладываем магниты и делаем так с каждой карточкой.

Если используете магнитный жезл, то принцип действий такой же.

-4

4. Творческая часть — Лепим гусениц;

Идём с ребёнком за стол и предлагаем ему слепить ещё гусениц. Даём в ручки зелёный пластилин и говорим ему: "МНИ". Предварительно можно показать, что от него требуется. В процессе спрашиваем ребёнка, что он делает. Он должен сказать: "МНУ". Если не отвечает, то озвучиваем самостоятельно: "МНУ", задаём вопрос ещё раз.

Дальше делим пластилин на несколько частей и показываем, что нам нужно сделать шарики - кладём кусочек на стол и катаем шарик. Говорим: "КАТАЮ". Затем отдаём ребёнку, чтобы он продолжил. В процессе спрашиваем, что он делает. Если ребёнок не отвечает, то озвучиваем самостоятельно: "КАТАЮ", и задаём вопрос ещё раз.

Так нужно сделать 3-4 шарика и соединить их вместе, чтобы получилась гусеница.

-5

4) Музыкальная пауза - включаем песню "Малышарики - Разминка". Даём ребёнку возможность потанцевать, побегать, попрыгать.

5) Подготавливаем несколько полосок зелёной бумаги. Говорим, что нам нужно покормить гусениц и для этого нарвать им травку. Они покушают и превратятся в бабочек. Показываем, как нужно отрывать кусочек от полоски, кидаем его в нашу коробочку.

-6

Когда всё сделано, кладём туда гусениц и говорим, что им нужно покушать и поспать, а потом они превратятся в бабочек. И временно убираем коробочку.

В какой-то удобный момент, например, когда ребёнок будет раскрашивать на листочке, нужно незаметно заменить гусениц на бабочек, предварительно вырезанных из цветной бумаги.

-7

6) Творческая часть. Идём с ребёнком за стол. Рассказываем, что гусеницы очень любят ягодки. Можно задать вопрос: "А ты, Ваня, любишь ягодки? ... Я тоже очень люблю ягодки, они вкусные".

Даём ребёнку распечатанный шаблон, зелёный карандаш и предлагаем раскрасить гусениц. Затем красным цветом раскрасить ягодки. Далее предлагаем показать гусеницам дорожку к ягодкам. Пальцем проводим по листочку так, как это должен сделать ребёнок карандашом. Говорим малышу нарисовать дорогу карандашом.

-8

7) Игра на развитие фонематического слуха. Очень важное занятие для запуска речи. Помогает ребёнку учиться слышать, различать звуки, замечать, что все они разные.

Берём подготовленные баночки. Говорим тихо ребёнку "Ваня, давай мы сейчас с тобой будем слушать ушками". Когда мы обращаемся тихим голосом, ребёнок начинает прислушиваться к нам гораздо внимательнее.

Даём одну баночку. Говорим "Тряси!". Если ребёнок не понял, что от него требуется, показываем на своём примере. Спрашиваем "Громко шумит или тихо?". Если ребёнок отвечает верно, хвалим его. Если ошибается, то поправляем, озвучиваем правильный вариант, задаём вопрос повторно. Затем то же самое проделываем со второй баночкой.

Предлагаем ему ещё раз самому послушать, какой получается звук, если у него будет желание.

Затем даём музыкальный инструмент и просим сыграть на нём громко и тихо, предварительно показав на своём примере, как именно это делается.

Я взяла баночки от теста для лепки
Я взяла баночки от теста для лепки

8) Массажные мячики. Даём ребёнку мячик «Су-Джок» с колечком внутри. Я оставила одно колечко, второе убрала на запас. Включаем песню Железновых «Катится колючий ёжик» и катаем его согласно тексту песни. Когда песня закончится, открываем мячики и достаём колечко. Включаем песню ещё раз. Одеваем малышу колечко на каждый пальчик или даём ему сделать это самостоятельно. Делаем пока звучит мелодия или пока ребёнку не надоест.

-10

9) Предлагаем ребёнку посмотреть, как там наши гусеницы. Открываем коробочку и показываем, что они превратились в бабочек. У моих детей это вызвало большую радость.

-11

10) Игра на разговорный выдох - дуем на бабочек. Рассказываем, что наши бабочки ещё совсем маленькие и пока не умеют летать. Предлагаем помочь им научиться. Берём бабочку, кладём себе на ладошку, говорим: "Лети!" и дуем на неё. Затем предлагаем сделать то же самое ребёнку. Он может класть бабочку себе на ручку, а можно давать ему их со своей руки. Во время игры включаем песню Железновых "Бабочки".

11) Красим водные многоразовые карточки. Этот этап не обязателен, можете придумать что-то своё, что не занимает много времени и очень увлекает малыша. Для нас это уже превратилось в ритуал в конце занятия. Я выбираю 5 карточек, по возможности чтобы они относились к теме занятия. Совет: используйте кисточки с водой, а не входящие в комплект водные фломастеры. Так покрытие не царапается и процесс проходит более динамично. Фоном включаем музыку — Малышарики «Рисование», Дети поют «Я рисую».

-12
Так выглядят "раскрашенные" карточки
Так выглядят "раскрашенные" карточки

12) Физминутка. Здесь на ваше усмотрение. Что-то подвижное, весёлое. Я раскладываю в линию ортопедические коврики, после которых идёт самодельный «тоннель». Ребёнок пробегает по коврикам, затем проползает по тоннелю. Ему очень нравится. Фоновая музыка — Фиксики «Барабан», «Винтик», Волшебники двора «Хорошее настроение».

-14

13) Завершение. Нам, как и в начале, понадобится свечка или фонарик. Садимся, берёмся за руки и проговариваем стишок:

«Огонь в фонарике погас, пора прощаться нам сейчас. Мы ручками помашем и до свидания скажем!»

Дальше задуваем свечку. Мы в конце всегда дуем по два раза.

-15

Список музыки

Готовый плейлист в ВК

🎵 Малышарики — Разминка;

🎵 Железновы — Катится колючий ёжик;

🎵 Железновы — Бабочки;

🎵 Малышарики — Рисование;

🎵 Дети поют — Я рисую;

🎵 Фиксики — Барабан;

🎵 Фиксики — Винтик;

🎵 Волшебники двора — Хорошее настроение;