Найти тему

Что-то не очень мне везёт с жизнеутверждающим репертуаром

Оглавление

Вот как делить песни, по каким критериям? Ну, можно поделить на песни и не песни. Про не песни я тут разворачивать не буду, а вот о песнях поговорим. Какие песни считать жизнеутверждающими, а какие нет? И кто это будет определять?

Вот, например, прекрасные песни: "Зелёная карета" Александра Суханова и Овсея Дриза. Или "Млечный путь" Алексея Рыбникова и Юлия Кима. Напевные, мелодичные, задушевные и со смыслом. Так вот, были в моём окружении люди, которые назвали эти песни "усыпляющими". С явным таким осуждением. Эти люди были из тех, кто "правовернее самого папы".

Или вот "Солнечные Барды", было такое движение. Они сочиняли очень "позитивные" и "солнечные" песни. Ну, сочиняли и сочиняли, было интересно, по крайней мере, намерения благостные. Но не только с собственными композициями эти барды выступали - они ещё переделывали известные песни на "позитивный" лад.

Например, "Ланфрен-ланфра". Или "Ты меня на рассвете разбудишь". Или "Луч солнца золотого".

Тут, конечно, есть и вопрос авторского права, но сейчас дело не в нём. Просто - зачем?

Да, если быть честным, то многие наши народные песни меня совсем не вдохновляют именно по причине безысходности. Но переделывать их, менять слова? Это же никто не воспримет, получится суррогат, мертворожденное дитя.

А песни о войне, о Победе, - они какие? Ведь они многие - лиричные по мелодике и по тексту. Написаны в миноре. Например, "Тёмная ночь" или "В землянке". Никакой, понимаешь, бодрости, никакого задора. И в них обеих про смерть поётся. Как тут быть? Жизнеутверждающие они - или нет?

И ведь сколько копий было сломано - это я по своему волонтёрскому опыту ещё помню - по поводу того, какие песни в концерт включать, какие выключать. И во мне чем дальше, тем больше крепло мнение, что вот это вот деление хороших песен на "жизнеутверждающие" и "усыпляющие", "унылые", "тягомотные" и т.п. - всё это сильно отдаёт формализмом, если не сказать сектантством. Кстати говоря, те, кто так делил песни, сами, как правило, не пели, не сочиняли.

Настоящее искусство - всегда жизнеутверждающее.

Так я думаю. И печаль его светла. Потому что, например, читая стихи Михаила Матусовского о трагедии Хиросимы, я не испытывал чувства уныния, опустошенности. Не было этого. Очищение - было. Потому что была большая задача и жизни, и творца - возвысить человека. А способы и атмосферы для этого разные.

А вот юмор на уровне нижних отделов - лично меня он не возвышает от слова совсем. От него как раз-таки становится пусто.

И ещё по опыту своих многочисленных концертов могу сказать: главное - направление, сверхзадача. Ну, то есть то, о чём я уже сказал: забрать у зрителей боль, дать радость, дать мысль. И самим поющим / выступающим тоже вырасти. И вот тут все жанры, стили, интонации будут к месту - как оказываются к месту сладкие, горькие, кислые, солёные ингредиенты в руках хорошего повара, делающего из всего этого кулинарную сказку.

А так да, если судить чисто по форме, то у меня мало "жизнеутверждающего" в репертуаре, разве что детские песни. Остальное - на стихи Рубцова, Матусовского и других поэтов, плохо вмещающихся в прокрустово ложе. Как теперь нам с этим жить? Самому все свои мероприятия организовывать, насколько возможно. Самому утверждать жизнь...

А что об этом думаете вы?

Напишите, пожалуйста, ваше мнение в комментариях. Не забудьте также поставить лайк и подписаться на канал. До новых встреч - уже скоро!