Найти в Дзене
Baba Yaga Games

Игра в инициацию

Василиса возвращается домой
Василиса возвращается домой

Индустрия компьютерных игр находится на пике популярности. В видео игры играет почти 40% населения планеты. Мы сами заядлые геймеры, довольно близко знаем тенденции и динамику этой отрасли. И знаем, что большая часть контента не несет в себе никакой более-менее серьезной смысловой нагрузки. А нам очень хочется, чтобы видеоигра стала не просто источником бездумного развлечения, очередной жвачкой для мозгов. Мы видим в играх огромный потенциал, как инструмента развития отдельного человека и общества в целом: культурного и личностного. Именно поэтому мы решили обратиться за вдохновением к одному из древнейших культурных явлений, и взяли за основу нашей новой игры национальный фольклор — волшебную сказку про Василису и Бабу Ягу.

Что вообще такое сказка? С точки зрения детского восприятия — это просто занимательная история о приключениях некого героя в каком-то волшебном месте. Сказка — это история, которую рассказывает взрослый ребенку, чтобы чему-то научить, чтобы заложить в детскую психику определенный алгоритм верного проживания какого-то процесса. По сути сказка — это инструкция по применению к жизни. С помощью многочисленных архетипичных образов из глубин веков наши предки, прошедшие непростой путь поисков себя и истины, рассказывают нам, куда и как идти, и почему, собственно, нужно туда идти.
Большинство сказок, как «мужских», так и «женских» - это описание прохождения процесса инициации — процесса взросления, перехода от периода детства к периоду зрелости. Зрелости психо-эмоциональной, духовной, биологический возраст здесь не играет принципиального значения. Именно осуществив этот переход — став по-настоящему взрослым — человек сможет получить то, к чему все мы постоянно стремимся: покой, равновесие, свободу, глубинное удовлетворение собой и жизнью, то есть — то самое неуловимое, но в то же время такое простое человеческое счастье. И чем раньше человек совершит этот переход (в идеале он должен завершиться с окончанием пубертатного периода), тем более насыщенную, полноценную жизнь он проживет.

В сказке инициация, завершающаяся посвящением героя или героини, манифестирует не только радикальное изменение его социального и религиозного статуса, степень его подготовленности для вступления в семейную и общественную жизнь, но и достижение самоидентификации, самосознания, постижение сакральных основ жизни, граней истины.

Процесс этот проходит в несколько этапов. Давайте проследим их на примере Василисы.

Первый этап — отлучение от родителей. Именно с этого и начинается сказка: мать Василисы умирает — отлучение бесповоротное и окончательное. Василисе приходится смириться с прекращением материнской опеки. Образ доброй, любящей матери переходит в образ злой, третирующей мачехи — девочка выросла, и мать уже больше не защита и опора, а соперница.

Второй этап — «погружение в несчастье». Слабая Василиса страдает, претерпевает постоянные притеснения от более сильного женского персонажа. Образ мачехи можно рассматривать в двух контекстах: социальном и индивидуальном.

На социальном уровне мачеха — это проявление борьбы за «женское место» в семье. Так, если в семье есть подросшая дочь, то неизбежен ее конфликт со взрослой же матерью, так как в семье предусмотрено только одно "вакантное место" для такой женской роли, как хозяйка, мать, сексуальная партнерша отца. Таким образом, девушка не имеет возможности выполнять эти роли, а мать не спешит отказываться от них, так как они дают ей монопольную власть. Это естественная закономерность: как только девочка вошла в пубертат, она автоматически начинает теснить мать с ее "площадки", вытеснять ее из детородного периода в "старухи". Что порождает борьбу матери за сферу влияния. Именно поэтому любящая мать на этом этапе трансформируется в жестокую мачеху. И в этой борьбе мачеха побеждает, Василиса еще слишком слаба духом и зависима, чтобы дать ей отпор. Она может только подчиниться.

На индивидуальном уровне — мачеха — это проявление болезненного детского эго героини. Именно это невротическое инфантильное представление о жизни и самом себе и заставляет человека расходовать кучу энергии на его — эго поддержание, что и есть та самая тяжелая работа, которую постоянно дает Василисе мачеха. И что символично, именно эго отправляет человека на поиски огня-истины. Потому что, истину человек начинает искать именно тогда, когда бремя эго становится невыносимым, именно это дает толчок к действию, запускает процесс поисков.

Третий этап — смертельно опасное поручение — Василиса отправляется за огнем в страшный лес к Бабе Яге — людоедке. Важно отметить, что функционально огонь здесь — именно источник света. То есть героиня отправляется за светом во тьму. И чтобы получить свет, Василиса должна встретиться с тьмой и послужить ей.

Задания, что дает Баба Яга девушке — очистить что-то от грязи: пшеницу от чернушки, мак от земли — очень кропотливая работа, требующая предельной концентрации, внимания к очень мелким деталям и ясного взгляда. Василиса, пристально вглядываясь в темноту своей души, отделяет зерна от плевел, истину от лжи, и находит правду о самой себе. В награду получает огонь — мощнейшее оружие против одурманивающих иллюзий — с его помощью она без труда возвращается в отчий дом и побеждает мачеху-ложное эго. Инициация завершена. Василиса переходит в новое состояние, получает новый духовный и социальный статус.

Описанный процесс, с незначительными изменениями и дополнениями является костяком любой волшебной сказки. Таким образом, ребенок, слушая народные сказки, подсознательно усваивает алгоритм процесса эмоционального взросления. Такой же эффект, а, возможно, и больший, ребенок получит, если не просто послушает о процессе, а сам в нем поучаствует, пройдет его в игровой форме.

Наша Василиса — это история воспитания силы духа. С помощью игровых механик мы стараемся создать у игрока ощущение развертывания процесса инициации. Например, Василиса постепенно в процессе игры обретает свою волю, выходит из под контроля игрока: в начале он управляет ею как обычным игровым персонажем, в конце она двигается сама, игрок может только помогать ей.
Василиса, так же, как и в сказке с помощью своей куколки проходит разные испытания - мини-игры, которые имеют символическое значение. И хотя Василиса очень боится (так сильно, что вся дрожит — игроку придется постоянно успокаивать ее), она будет продвигаться все дальше вперед - и окончательной победа в игре станет победа над страхом.