Найти в Дзене
PrimaMedia.ru

Начальник ДВТУ Юрий Ладыгин: Санкции для товарооборота оказались не смертельны

Оглавление

Физический объем ввозимых на Дальний Восток грузов за 9 месяцев 2022 года вырос по сравнению с этим же периодом прошлого года на 34%. Основными торговыми партнерами РФ стали Китай, Республика Корея, Япония и Вьетнам. О том, как дальневосточные таможенники работают на фоне санкционного давления, почему растёт доля грузов из Китая, когда ждать открытия новых пунктов пропуска, как порты Приморья справляются с наплывом контейнеров — в традиционном выступлении начальника Дальневосточного таможенного управления (ДВТУ), генерал-лейтенанта таможенной службы Юрия Ладыгина к Дню таможенника, отмечаемого 25 октября.

Внешнеэкономическую деятельность в Дальневосточном регионе на начало октября 2022 года осуществляли почти 22 тысячи участников ВЭД, что на 13% больше, чем на аналогичную дату 2021 года. При заметном росте импорта, объем экспортных товаров за 9 месяцев 2022 года снизился. Прежде всего это связано с принятием правительством РФ заградительных мер, предотвращающих вывоз из страны стратегических товаров в условиях санкций.

Разворот на Восток — цифровизация и ускорение

— Федеральная таможенная служба полностью поменяла свое лицо. Сегодня это, пожалуй, одна из самых оцифрованных федеральных служб РФ, мы уже работаем только с электронными документами. Бумажный носитель используется только в исключительных случаях для проведения проверочных мероприятий. При этом, в сложной ситуации на фоне недружественных действий по отношению к РФ ряда стран, ФТС только увеличила своё значение.

Сегодня основной поток товаров пошел через Дальний Восток, что ставит перед нами особые задачи. Сегодня в зону ДВТУ входят и Чита, и Бурятия, и Камчатка. Суммарно — почти 42% территории РФ. Все пункты пропуска с Китаем, плюс часть с Монголией, граница с Америкой и Японией. И ответственность таможенных органов значительно возросла перед участниками внешнеэкономической деятельности.

Первоочередные задачи, которые ставят перед таможенными органами Дальнего Востока правительство и президент РФ, — это ускорение пропуска товаров через пункты пропуска.

Итог внешней торговли у нас сегодня следующий. Суммарный объём грузооборота товаров, оформленных таможнями ДВ, остался без изменений. Через пункты пропуска, а их сейчас действует 59, за 9 месяцев 2022 года проследовало 135,5 млн тонн грузов, из них почти 18 млн тонн были оформлены нашими таможнями. По факту в бюджет перечислено более 534 млрд рублей таможенных платежей и сборов.

Одна из важных задач таможенников — обеспечить стабильность поставок на внутренний рынок товаров первой необходимости и спецтехники. Например, импортеры стали активно ввозить строительную и другую спецтехнику из Китая. За 9 месяцев 2022 года из КНР ввезено 37 тысяч единиц такой техники, что на 23% больше, чем за тот же период 2021 года.

Кроме того, дальневосточные таможни оформили более 311 тысяч тонн товаров первой необходимости. Это продукты питания, медикаменты, медицинские и санитарно-гигиенические изделия, защитная одежда и другие товары. Среднее время выпуска таких товаров сократилось в два раза — до 3,5 часов.

Схема контроля меняется

— Конечно, скорость оформления грузов зависит от того, какой фактический контроль проводится. У нас формы фактического контроля изменились, и охват за 9 месяцев 2022 года составил всего 6%. Это на 4% меньше, чем в прошлом году.

Самые длительные процедуры — это физические досмотры товаров, когда выгрузка товара происходит. Сегодня мы досматриваем всего 2% товаров. При экспорте — вообще 0,2%, при импорте — чуть больше 2%. В прошлом году доходило до 4%. При этом эффективность таможенных досмотров у нас подросла на 4% по отношению к прошлому году, до 42%. Что это значит? А это значит, что из 10 досмотренных контейнеров более чем в четырех находятся товары, которые не задекларированы или запрещены к ввозу на территорию РФ.