Колонизация Нового Света давалась британцам нелегко. Сил регулярной армии явно не хватало, так что идея привлечь поселенцев в качестве военной силы буквально витала в воздухе. Благо, что общество там было устроено так, что многие европейцы с просторов фронтира мало отличались от солдат – условия жизни выковывали людей, всегда готовых и, что немаловажно, умевших сражаться за свою жизнь. Правда, воплотилась эта идея не сразу.
В 1675-1676 годах индейский вождь Метакомет со звучным прозвищем Король Филипп (в честь Филиппа Македонского, между прочим) затеял войну с пуританами – те крепко достали местных миссионерским усердием. Сил надежно противостоять волнениям у армии не было, отчего некий Бенджамин Черч додумался собрать ополчение из местных охотников. И этот отряд скаутов успешно действовал всю войну. Правда, почти сразу после ее окончания был распущен.
В 1754-1763 годах в Новом Свете принялись воевать Британия с Францией, выясняя, кто из них главнее. А чтобы война выходила масштабнее, стороны привлекали индейские племена. Но англичанам сил все одно не хватало, причем ощутимо. Вот и решили вспомнить об опыте Черча.
Собственно, рейнджеровскую реинкарнацию затеял Роберт Роджерс 1731 года рождения. Правда, этот общественный активист ставил важное условие – он это набирает, он всем этим и командует. Идея понравилась высокому начальству и добро на свою затею Роджерс получил довольно быстро.
Надо сказать, что Роберт Роджерс являлся еще той оторвой. Родился в бедной фермерской семье, но фермерского труда особо не познал – в 14 лет отправился воевать с индейцами. Пока воевал, семейную ферму пожгли во время одного из набегов. Так что юному ветерану, в совершенстве освоившему не только несколько языков индейцев, но и их тактику, после войны пришлось туго.
Восстанавливать порушенное хозяйство он не стал, а занялся чем полегче. По сути, ударился во все тяжкие. Торговал с индейцами, по большей части затевая спекулятивные операции. Пробовал силы в контрабанде и чеканке фальшивой монеты. Под кару закона не попал, какое-то состояние подзаработал. Интересно, что портрета Роджерса не сохранилось. Но есть несколько словесных описаний – рост 6 футов, с бычьей шеей и огромными руками, очень сильный и выносливый.
Начавшиеся разборки с французами показались Роджерсу удачным социальным трамплином, и он рьяно взялся за набор добровольцев. Набрал роту в 100 человек и получил звание капитана. Вторую роту набрал Ричард, родной брат Роджерса. Но тот долго не прокомандовал – заболел оспой и умер. Рота перешла Роберту. Потом добавились еще подразделения, и довольно скоро Роджерс стал майором.
Денежное довольствие рейнджеров было на обычном армейском уровне, что не особо густо. Но доход можно было увеличить в разы – за скальпы щедро платили. Мужской скальп тянул на 30-40 фунтов, женский – от 20 до 50. Зависело от ситуации и текущих цен (они менялись). В то же время рейнджеры сначала не получали обмундирования – воевали в чем попало. Правда, позднее появился зеленый мундир. Но не по соображениям удобства маскировки на местности, а из-за дешевизны зеленого саржевого сукна.
Состав подразделения изрядно пестрил: охотники, разведчики, следопыты. Даже индейцы и недавние чернокожие невольники, службой в армии добывшие себе свободу (требовалось три года службы). Публика тертая и не признававшая армейской дисциплины. Да она особо и не требовалась – строем в этой части не ходили. Но много тренировались в стрельбе, ходьбе на снегоступах, управлению каноэ. Еще учили выживать в одиночку на подножном корме, читать следы и путать собственные, грамотному движению по лесу группой и порознь – словом, всякой лесной премудрости в избытке.
С армией рейнджеры работали редко. Только в качестве застрельщиков в рассыпном строе. Да и тогда каждый действовал по отдельности, практически самостоятельно. Куда чаще доставалось всякой партизанщины, вроде глубоких рейдов по тылам противника и разведки. И воевали рейнджеры с шиком, с размахом. Отчего довольно скоро прославились и среди своих военных, и у противника.
Потери отряд Роджерса нес ощутимые. Иногда по причине отчаянности своего командира, а иной раз из-за ревности кадровых вояк – они норовили отправить рейнджеров куда посложнее. В надежде, что на этом история отряда и прекратится. Но на деле росли и популярность, и численность – вскоре рейнджеров стало 6 рот.
Вот типичная история. Рейнджеров отправили вести разведку к французскому форту Карийон. Отряд из 186 человек под командой самого Роджерса все разведал и разнюхал. Но уже на обратном пути их обнаружили по следам французские индейцы. Сообщили куда следует и началась погоня. Пришлось закрепиться на первом подходящем холме и дать бой. Причем, помимо отражения основной атаки, рейнджерам приходилось держать резерв – существовал риск флангового обхода. В итоге, отбив несколько атак и понеся большие потери (сам Роджерс получил два ранения), было принято ночью разделиться на мелкие множественные группы, которые действовали самостоятельно. К своим вышло 45 изрядно отощавших человек. Но эта неудача нисколько не повредила Роджерсу. Наоборот, его популярность взлетела до небес.
Роджерс честно воевал в первых рядах и заботился о своих солдатах. Иной раз выручая их из тюрем – на постое эта публика порядочностью, моралью и дисциплиной не отличалась. Спасало личное знакомство с главнокомандующим, высоко ценившим даже не рейнджеров (хотя как боевую единицу ценить стоило), а их командира.
После завершения войны с французами Роджерс оружия не сложил – продолжалась война с индейцами, которая меняла локации, но никогда на деле не затихала. И так продолжалось до начала революции. Тут майору Роджерсу досталось. Революционные радетели посчитали, что раз Роджерс носит звание офицера Британской армии, то он явно шпион и повинен перед родиной в измене. И бывшего героя посадили в тюрьму – до выяснения. Довольно скоро разобрались и выпустили, но поздно – командир рейнджеров изрядно обиделся и взял сторону монархии.
На стороне правительственных войск Роберт Роджерс воевал успешно. Особо громких дел не совершил. Но людей сберег – потери в отряде оказались самыми низкими в армии. Правда, после проигрыша империи этот умелый командир был вынужден перебраться в Канаду – ее корона сохранила. Где снова набрал отряд рейнджеров. На этот раз уже в качестве пограничной службы.
В Канаде Роджерса терпели недолго. Дело в том, что к тому времени Роберт Роджерс уже имел серьезные проблемы с алкоголем. И потому надежностью как солдат мирного времени не отличался. Его довольно скоро отправили в отставку.
Потеряв работу, Роджерс уехал в Британию, где и умер безызвестным бедняком в 1795. Повторно же заслуженная слава пришла к нему много позднее – в веке ХХ.
× Больше интересного в телеграме: @battlez
Подписывайтесь на канал и жмите "пальцы вверх", чтобы не пропускать наши статьи!