КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ РАЗНЫХ КОНФЕССИЙ ПЕТЕРБУРГА
Петербург с начала своего существования был многоконфессиональным. В первой половине XVIII века сюда по приглашению или в поисках лучшей жизни приезжали европейцы, среди которых были католики, протестанты, лютеране. Одним из главных поставщиков строителей для новой столицы стала мусульманская Казанская губерния. Уже в XIX веке формируются еврейская община и даже экзотическая буддийская.
Разбираемся, как выглядели храмы и молельные дома многочисленных конфессий дореволюционного Петербурга
1. Православие. Андреевский собор
Центром новой столицы Петр I задумывал сделать Васильевский остров. И здесь же пожелал заложить новую церковь в честь своего небесного покровителя Святого Андрея Первозванного. Император также наметил и место для новой церкви - ныне несуществующую Коллежскую площадь напротив здания Двенадцати коллегий. От проекта до реализации прошло более 50 лет.
Проект церкви на Коллежской площади был составлен в 1724 году шведским архитектором Никодимусом Тессином-младшим. Через год Петр умирает, а вместе с кончиной царя приостанавливается и строительство.
Реализована петровская задумка была намного позже и уже в другом месте, на 6-ой линии Васильевского острова. Согласно первому проекту, храм должен был быть деревянным и исполнен в духе сдержанного петровского барокко, где главным элементом композиции выступала высокая колокольня. Церковь на новом месте просуществовала около 30 лет, а в 1761 г. из-за попавшей в шпиль молнии сгорела.
Достроили в камне и освятили собор Андрея Первозванного только в 1780 году. Долгое строительство отразилось на внешнем облике здания. Вместо высокой колокольни появляется традиционное для православной архитектуры пятиглавие, а фасады несут в себе черты более роскошного елизаветинского барокко с живописными многоуровневыми карнизами и плавными очертаниями силуэта.
Архитектор Александр Вист. Васильевский остров, 6 линия, д.11
2. Католичество. Римско - Католический храм Святого Станислава
Католики были в числе первых иностранцев, принимавших участие в застройке Петербурга, а первый деревянный католический костёл появился в городе уже в 1710 году. До наших дней деревянная постройка не сохранилась. В результате гибельного пожара 1737 года церковь выгорела до тла.
Сегодня главный католический собор Петербурга и один из старейших католических храмов России - это Базилика Святой Екатерины Александрийской. В 1738 году был подписан Указ о строительстве каменного католического собора и выделен участок на Большой Першпективной дороге (нынешний Невский проспект).
Среди петербургских католиков были немцы, французы, итальянцы и поляки. К началу XIX века практически в каждой обеспеченной столичной семье служили французские или немецкие гувернеры, повара или распорядители. Люди этих профессий, а также мелкие служащие, селились неподалеку от центра в тихой Коломне. Именно здесь появляется вторая каменная католическая церковь Петербурга - Римско - Католический храм Святого Станислава
В конце XVIII века на месте нынешнего костёла находился дом главы Римско-Католической церкви Российской империи Станислава Богуш-Сестренцевича. Архиепископ выделил свой участок и значительную сумму на устройство нового католического храма, которого так не хватало небогатым обитателям Коломны.
Строительство храма по проекту архитектора итальянского происхождения, католика Давида Висконти было закончено в 1825 году. Костел св. Станислава - самое известное произведение итальянца. Будучи приверженцем строгого классицизма, Висконти создал простой массивный архитектурный объем, увенчанный пологим куполом, а крупные окна первого этажа украсил коринфским ордером.
До наших дней церковь сохранилась с серьезными изменениями.
Архитектор Давид Висконти, 1825.
ул. Союза Печатников, 22
3. Реформатство. Немецкая реформатская церковь
К середине XIX века в Петербурге сформировалось три реформатские общины – французская, нидерландская и немецкая. Французская и немецкая общины сосуществовали вместе. Службы проводились в здании на Большой Конюшенной, 25. Число прихожан постоянно увеличивалось, а французы свои службы часто затягивали, что возмущало педантичных немцев. Вскоре было принято решение разделить две общины, и немецкие пресвитеры обратились к властям города с просьбой отвести участок для постройки собственной церкви.
На основании высочайшего повеления в 1862 году немецкой реформатской общине городом была подарена земля на пересечении Большой Морской, набережной реки Мойки и Почтамтского переулка.
Проект Немецкой Реформатской церкви был выполнен петербургским архитектором Гарольдом Боссе, а строительством руководил с 1862 по 1865 г. архитектор Давид Гримм. Здание выполнено в главном архитектурном стиле второй половине XIX века - эклектика.
Неудивительно, что облик церкви несет в себе черты романского и готического зодчества. Оба архитектора были тесно связаны с немецкой культурой. Гарольд Боссе учился в Дрездене и Дармштадте и принадлежал к реформатской общине Дрездена. Давид Гримм был выпускником знаменитой немецкой Петришуле.
В современных очертаниях здания сложно угадать лаконичную церковную архитектуру XIX века. В начале 1930-х годов для нужд общественности советские архитекторы Гринберг и Райц переделали здание кирхи в Дворец культуры работников связи
На экскурсии Несбывшийся и утраченный Петербург. Автобусная экскурсия с VR от Петропавловской крепости до стрелки Васильевского острова с помощью инструментов дополненной реальности любуемся красотой утраченной кирпичной кирхи.
Архитектор Гарольд Боссе. Большая Морская, 58
4. Иудаизм. Большая Хоральная Синагога Петербурга
В конце XIX - начале XX века тихая Коломна стала центром еврейской жизни Петербурга. В 1868 году инициативные евреи начинают хлопотать о строительстве первой в столице синагоги. Начало работ затягивалось, так как место для возведения молельного дома найти было непросто. Существовал запрет строительства вблизи церквей, а православные арендодатели переживали, что такое соседство отпугнет квартиросъемщиков.
Только спустя 10 лет был выбран участок на Большой Мастерской улице (нынешний Лермонтовский проспект). Проекта разработал профессор Академии художеств И.Шапошников в неомавританском стиле.
Здание Большой хоральной синагоги, пожалуй, один из самых ярких представителей эклектики Петербурга. Необычные архитектурные формы связаны с еврейскими традициями. Для строительства синагоги можно выбрать любой архитектурный стиль. У евреев храм один, и он разрушен, а синагога - место встреч и молений.
На создание столь необычного облика синагоги повлиял знаменитый критик В. Стасов. Именно ему принадлежала идея использовать мавританский стиль. Стасов указывал на огромное влияние евреев на арабскую культуру.
Сегодня Большая хоральная синагога является самой крупной в России и второй по величине в Европе. Больше о главном иудейском здании в нашей экскурсии Staycation Коломна: экскурсия с дегустацией специалитетов в баре Bekitzer на Новой Голландии
Архитектор Иван Шапошников, 1893. Лермонтовский пр., 2
5. Ислам. Санкт - Петербургская соборная мечеть
Несмотря на то, что первые мусульмане появились в Петербурге вместе со строительством города, первый магометанский приход был учрежден только в 1822 году. А первую мечеть, и вовсе, построили в начале XX века.
Санкт-Петербургская соборная мечеть стала главной в Российской империи. Деньги на ее строительство собирали среди всего мусульманского населения страны, а участки на Петроградской стороне были выкуплены на собственные средства эмиром Бухарским. В 1907 году с разрешения императора эмир приобрел два участка, расположенных по Кронверкскому проспекту 7 и 9. Имелась и историческая привязка – в петровские времена перед кронверком Петропавловской крепости селились мусульмане из татар и калмыков. В связи с этим сохранилось название - Татарский переулок.
Строительство мечети вызвало серьезный общественный резонанс. Многие горожане выражали недовольство тем, что крупный иноверческий храм будет размещен с почитаемыми православными соборами – Петропавловским и Троицким. Но у проекта была поддержка со стороны императора, председателя совета министров Столыпина и других высокопоставленных деятелей
В архитектурном конкурсе первую премию получил проект гражданского инженера Николая Васильева. Строительные работы были закончены к 1914 году.
Согласно мусульманскому обычаю мечеть ориентирована алтарем в сторону Мекки, то есть на юг. Из-за этого кажется, что здание расположено к проспекту несколько случайно. На этом участке много зелени, и такая случайность не ощущается, как недостаток. Напротив, придает живописности.
Фантастически в петербургском пейзаже выглядит портал главного входа. Здесь использованы полихромные изразцы с восточными узорами. Они созданы под руководством художника-керамиста, самого крупного в Петербурге начала XX века мастера, Петра Ваулина.
Санкт - Петербургская соборная мечеть - пример оригинального сочетания принципов северного модерна и культовых традиций Востока.
Архитекторы Николай Васильев, Александр фон Гоген, Степан Кричинский. 1914. Кронверкский проспект, 7
О Петербургской соборной мечети, буддийском дацане и других постройках в стиле модерн рассказываем на нашей автобусной экскурсии «ОСТОРОЖНО, МОДЕРН"