Найти тему

Храм, мечеть и синагога

Оглавление

КУЛЬТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ РАЗНЫХ КОНФЕССИЙ ПЕТЕРБУРГА

Петербург с начала своего существования был многоконфессиональным. В первой половине XVIII века сюда по приглашению или в поисках лучшей жизни приезжали европейцы, среди которых были католики, протестанты, лютеране. Одним из главных поставщиков строителей для новой столицы стала мусульманская Казанская губерния. Уже в XIX веке формируются еврейская община и даже экзотическая буддийская.

Разбираемся, как выглядели храмы и молельные дома многочисленных конфессий дореволюционного Петербурга

1. Православие. Андреевский собор

Центром новой столицы Петр I задумывал сделать Васильевский остров. И здесь же пожелал заложить новую церковь в честь своего небесного покровителя Святого Андрея Первозванного. Император также наметил и место для новой церкви - ныне несуществующую Коллежскую площадь напротив здания Двенадцати коллегий. От проекта до реализации прошло более 50 лет.

Вид на здание Двенадцати коллегий и Коллежскую площадь
Вид на здание Двенадцати коллегий и Коллежскую площадь

Проект церкви на Коллежской площади был составлен в 1724 году шведским архитектором Никодимусом Тессином-младшим. Через год Петр умирает, а вместе с кончиной царя приостанавливается и строительство.

Реализована петровская задумка была намного позже и уже в другом месте, на 6-ой линии Васильевского острова. Согласно первому проекту, храм должен был быть деревянным и исполнен в духе сдержанного петровского барокко, где главным элементом композиции выступала высокая колокольня. Церковь на новом месте просуществовала около 30 лет, а в 1761 г. из-за попавшей в шпиль молнии сгорела.

-2

Достроили в камне и освятили собор Андрея Первозванного только в 1780 году. Долгое строительство отразилось на внешнем облике здания. Вместо высокой колокольни появляется традиционное для православной архитектуры пятиглавие, а фасады несут в себе черты более роскошного елизаветинского барокко с живописными многоуровневыми карнизами и плавными очертаниями силуэта.

-3

Архитектор Александр Вист. Васильевский остров, 6 линия, д.11

2. Католичество. Римско - Католический храм Святого Станислава

Католики были в числе первых иностранцев, принимавших участие в застройке Петербурга, а первый деревянный католический костёл появился в городе уже в 1710 году. До наших дней деревянная постройка не сохранилась. В результате гибельного пожара 1737 года церковь выгорела до тла.

Сегодня главный католический собор Петербурга и один из старейших католических храмов России - это Базилика Святой Екатерины Александрийской. В 1738 году был подписан Указ о строительстве каменного католического собора и выделен участок на Большой Першпективной дороге (нынешний Невский проспект).

-4

Среди петербургских католиков были немцы, французы, итальянцы и поляки. К началу XIX века практически в каждой обеспеченной столичной семье служили французские или немецкие гувернеры, повара или распорядители. Люди этих профессий, а также мелкие служащие, селились неподалеку от центра в тихой Коломне. Именно здесь появляется вторая каменная католическая церковь Петербурга - Римско - Католический храм Святого Станислава

-5

В конце XVIII века на месте нынешнего костёла находился дом главы Римско-Католической церкви Российской империи Станислава Богуш-Сестренцевича. Архиепископ выделил свой участок и значительную сумму на устройство нового католического храма, которого так не хватало небогатым обитателям Коломны.

Строительство храма по проекту архитектора итальянского происхождения, католика Давида Висконти было закончено в 1825 году. Костел св. Станислава - самое известное произведение итальянца. Будучи приверженцем строгого классицизма, Висконти создал простой массивный архитектурный объем, увенчанный пологим куполом, а крупные окна первого этажа украсил коринфским ордером.

-6

До наших дней церковь сохранилась с серьезными изменениями.

Архитектор Давид Висконти, 1825.

ул. Союза Печатников, 22

3. Реформатство. Немецкая реформатская церковь

К середине XIX века в Петербурге сформировалось три реформатские общины – французская, нидерландская и немецкая. Французская и немецкая общины сосуществовали вместе. Службы проводились в здании на Большой Конюшенной, 25. Число прихожан постоянно увеличивалось, а французы свои службы часто затягивали, что возмущало педантичных немцев. Вскоре было принято решение разделить две общины, и немецкие пресвитеры обратились к властям города с просьбой отвести участок для постройки собственной церкви.

На основании высочайшего повеления в 1862 году немецкой реформатской общине городом была подарена земля на пересечении Большой Морской, набережной реки Мойки и Почтамтского переулка.

Проект Немецкой Реформатской церкви был выполнен петербургским архитектором Гарольдом Боссе, а строительством руководил с 1862 по 1865 г. архитектор Давид Гримм. Здание выполнено в главном архитектурном стиле второй половине XIX века - эклектика.

-7

Неудивительно, что облик церкви несет в себе черты романского и готического зодчества. Оба архитектора были тесно связаны с немецкой культурой. Гарольд Боссе учился в Дрездене и Дармштадте и принадлежал к реформатской общине Дрездена. Давид Гримм был выпускником знаменитой немецкой Петришуле.

В современных очертаниях здания сложно угадать лаконичную церковную архитектуру XIX века. В начале 1930-х годов для нужд общественности советские архитекторы Гринберг и Райц переделали здание кирхи в Дворец культуры работников связи

-8

На экскурсии Несбывшийся и утраченный Петербург. Автобусная экскурсия с VR от Петропавловской крепости до стрелки Васильевского острова с помощью инструментов дополненной реальности любуемся красотой утраченной кирпичной кирхи.

Архитектор Гарольд Боссе. Большая Морская, 58

4. Иудаизм. Большая Хоральная Синагога Петербурга

В конце XIX - начале XX века тихая Коломна стала центром еврейской жизни Петербурга. В 1868 году инициативные евреи начинают хлопотать о строительстве первой в столице синагоги. Начало работ затягивалось, так как место для возведения молельного дома найти было непросто. Существовал запрет строительства вблизи церквей, а православные арендодатели переживали, что такое соседство отпугнет квартиросъемщиков.

Только спустя 10 лет был выбран участок на Большой Мастерской улице (нынешний Лермонтовский проспект). Проекта разработал профессор Академии художеств И.Шапошников в неомавританском стиле.

-9

Здание Большой хоральной синагоги, пожалуй, один из самых ярких представителей эклектики Петербурга. Необычные архитектурные формы связаны с еврейскими традициями. Для строительства синагоги можно выбрать любой архитектурный стиль. У евреев храм один, и он разрушен, а синагога - место встреч и молений.

На создание столь необычного облика синагоги повлиял знаменитый критик В. Стасов. Именно ему принадлежала идея использовать мавританский стиль. Стасов указывал на огромное влияние евреев на арабскую культуру.

-10

Сегодня Большая хоральная синагога является самой крупной в России и второй по величине в Европе. Больше о главном иудейском здании в нашей экскурсии Staycation Коломна: экскурсия с дегустацией специалитетов в баре Bekitzer на Новой Голландии

Архитектор Иван Шапошников, 1893. Лермонтовский пр., 2

5. Ислам. Санкт - Петербургская соборная мечеть

Несмотря на то, что первые мусульмане появились в Петербурге вместе со строительством города, первый магометанский приход был учрежден только в 1822 году. А первую мечеть, и вовсе, построили в начале XX века.

Санкт-Петербургская соборная мечеть стала главной в Российской империи. Деньги на ее строительство собирали среди всего мусульманского населения страны, а участки на Петроградской стороне были выкуплены на собственные средства эмиром Бухарским. В 1907 году с разрешения императора эмир приобрел два участка, расположенных по Кронверкскому проспекту 7 и 9. Имелась и историческая привязка – в петровские времена перед кронверком Петропавловской крепости селились мусульмане из татар и калмыков. В связи с этим сохранилось название - Татарский переулок.

Строительство мечети вызвало серьезный общественный резонанс. Многие горожане выражали недовольство тем, что крупный иноверческий храм будет размещен с почитаемыми православными соборами – Петропавловским и Троицким. Но у проекта была поддержка со стороны императора, председателя совета министров Столыпина и других высокопоставленных деятелей

В архитектурном конкурсе первую премию получил проект гражданского инженера Николая Васильева. Строительные работы были закончены к 1914 году.

-11

Согласно мусульманскому обычаю мечеть ориентирована алтарем в сторону Мекки, то есть на юг. Из-за этого кажется, что здание расположено к проспекту несколько случайно. На этом участке много зелени, и такая случайность не ощущается, как недостаток. Напротив, придает живописности.

-12

Фантастически в петербургском пейзаже выглядит портал главного входа. Здесь использованы полихромные изразцы с восточными узорами. Они созданы под руководством художника-керамиста, самого крупного в Петербурге начала XX века мастера, Петра Ваулина.

-13

Санкт - Петербургская соборная мечеть - пример оригинального сочетания принципов северного модерна и культовых традиций Востока.

Архитекторы Николай Васильев, Александр фон Гоген, Степан Кричинский. 1914. Кронверкский проспект, 7

О Петербургской соборной мечети, буддийском дацане и других постройках в стиле модерн рассказываем на нашей автобусной экскурсии «ОСТОРОЖНО, МОДЕРН"