Найти тему
Чисто Мама

Активное слушание: главные правила

Наладить контакт с ребёнком очень непросто. Мамы и папы часто жалуются на то, что дети просто не слышат их во время разговора. Однако сами родители зачастую не готовы должное внимание уделять мыслям и чувствам малышей. Поэтому актуальной становится тема активного слушания. 

Основоположница этого понятия - психолог Юлия Гиппенрейтер, автор книги «Чудеса активного слушания». Под «активным слушанием» она понимает различные приемы, которые помогают взрослым лучше понимать ребенка и показывать ему свою заинтересованность.

В чем суть метода?

Папа и дочка
Папа и дочка

Суть активного слушания заключается в принятии того, что вам говорит собеседник без какой-либо оценки. То есть родители должны слушать ребенка, воспринимать всю информацию и не пытаться спорить с ним или переубедить его в чем-то. Разумеется, это не означает, что нужно просто молчать, выслушивая малыша. Необходимо проявлять живой интерес к рассказу ребенка. 

Активное слушание призвано бороться с недопониманием - огромной проблемой. И правда, мы ведь нередко слышим совсем не то, что имел в виду наш собеседник, и это может приводить к печальным последствиям, в том числе к конфликтам и ссорам.

Недопонимание часто приводит к эффекту невидимки. Его впервые описал английский прозаик Г. Честертон в рассказе «Невидимка». Несколько человек, наблюдавших за домом по просьбе детектива, сказали, что туда никто не входил. Однако же внутри обнаружен труп человека, который только перед этим был жив. Все в недоумении: кто же совершил преступление? Главный герой догадывается, что все наблюдатели, отвечая на вопрос, не входил ли кто-нибудь в дом, на самом деле имели в виду вопрос: «Не входил ли кто-нибудь подозрительный?». В действительности в здании вошел почтальон, но о нем никто не упомянул, так как наблюдатели неточно поняли вопрос. Это утрированный, но наглядный пример недопонимания, которое усложняет и без того тяжелое взаимодействие между родителями и детьми. 

Приемы и техники активного слушания для родителей 

Прием «Эхо»

Суть этой техники заключается в том, что взрослый повторяет за ребенком часть его высказывания. Слова малыша можно перефразировать, подбирая синонимы, чтобы ваш ответ не выглядел, как передразнивание. Применение техники «эхо» не должно обижать ребенка, его суть мотивировать малыша пояснить свою фразу, продолжить диалог в рациональном русле. 

Перефразирование

Часто это и в самом деле необходимо, потому что не всегда мы говорим достаточно понятно для всех, ведь речь каждого человека содержит множество умолчаний, намеков. Все это понятно для говорящего, но не всегда очевидно для слушающего. Поэтому техника перефразирование поможет разъяснить смысл своих слов и исключить недопонимание. 

Интерпретация

Мама общается с сыном
Мама общается с сыном

Третья техника — интерпретация. Под ней подразумевается некая «выжимка» из слов собеседника. Подобный вывод из разговора поможет обоим участникам разговора понять, правильно ли они интерпретируют слова друг друга. 

Пауза

Суть этого приема также очень проста: когда вы понимаете, что собеседник ещё не высказался или не сказал того, что вам нужно, сделайте паузу. Не надо стараться договаривать за него, даже если вам кажется, что вы все уже поняли. Детям паузы со стороны собеседника очень нужны. Они дают им время, чтобы сформулировать свою позицию по какому-либо вопросу. 

Уточнение

Надо попросить собеседника уточнить, правильно ли вы поняли, что он имеет в виду. Этот метод не позволит вам усмотреть что-то своё в его словах.

Пересказ

Выслушали малыша - пересказали главные мысли из вашего разговора. Этот метод поможет родителям показать свою заинтересованность в диалоге с ребёнком. Также у него будет шанс поправить маму и папу, сделать промежуточный вывод и не устать от своего монолога как будто в пустоту. 

Развитие мысли

Этот метод заключается не только в ответе на слова ребёнка, но и в выстраивании некоторой перспективы. Взрослый как бы продолжает мысль малыша, высказывает предположение, предугадывает, к чему приведут его слова и поступки, разбирается в причинах случившегося и т.д. 

Сообщение о восприятии

Взрослый согласно этому методу должен сообщить ребёнку, что понял его мысль. Речь идет о конкретном вербальном сообщении, но желательно показывать это и невербально: смотреть в лицо собеседнику, кивать, поддакивать. Когда вы беседуете с малышом, стоя спиной, смотря в пол или параллельно занимаясь другими делами, ни о каком активном слушании не может быть и речи. 

Сообщение о восприятии самого себя

Этот метод схож с предыдущим. Однако его суть заключается в сообщении своих эмоций, реакций от разговора собеседнику. Подойдут фразы: «Твои слова меня огорчили», «Я рад», «Я удивлён, что услышал это» и т.д. Такие типичные «я-сообщения» подтвердят наличие между вами и ребёнком эмоционального контакта. 

Замечания по ходу беседы

Это небольшие выводы по поводу разговора, желательные при использовании техники активного слушания. Для него подойдут подобные фразы: «Мне кажется, мы обсудили этот вопрос», «По-моему, мы пришли к общему выводу», «Давай ещё затронем эту тему». 

В каких случаях нужно использовать активное слушание?

Мама активно слушает малышку
Мама активно слушает малышку

Некоторые психологи, в числе которых Гюру Эйестад, отмечают, что активное слушание уместно не всегда. Его следует использовать только, когда малыша переполняют позитивные или негативные эмоции. Например, если школьника на уроке похвалила учительница, и он радостно рассказывает вам об этом, спросите, гордится ли он сейчас собой? Это поможет ребёнку осознать свои чувства. Если же малыш сильно расстроен или встревожен, лучше сработает техника «отражения». В ней вам нужно просто перефразировать то, что ранее сказал малыш. Это покажет, что вы рядом и всегда готовы помочь. 

Вывод 

Вместо морализаторства покажите внимание и поддержку. Иногда, когда дети изливают нам душу, мы хотим использовать эту возможность для нравоучения. Но ведь малыш идёт к маме и папе за поддержкой, а не за упреками и советами. Дайте же ему ее и приведите ребёнка к открытому диалогу.