Найти тему
Александр Дробышев

Роторная пушка для воздушных торпед капитана Унге: порождение сумрачного шведского гения.

Шведский капитан Вильгельм Теодор Унге.
Шведский капитан Вильгельм Теодор Унге.

Невозможность применения изобретенного в 1867 году Альфредом Нобелем динамита для снаряжения артиллерийских снарядов не давала покоя многим изобретателям, не был исключением и шведский капитан Вильгельм Теодор Унге, только вместо попыток заменить порох в орудиях на пар или сжатый воздух, он решил использовать для стрельбы динамитными зарядами ракеты Хэйла.

Идея выглядела настолько перспективной, что он в 1891 году смог заинтересовать ей самого Альфреда Нобеля, получив от него полное финансирование своих работ. В 1892 году Унге создал, на паритетных началах с Нобелем и шведским королем, компанию "Марс", занимавшуюся разработкой новых реактивных снарядов - "воздушных торпед". Но, при всей её простоте, у идеи применения ракет Хейла был большой минус, это их низкая точность, они сходили с направляющей со скоростью в 50-70 м/с и не успевали стабилизироваться вращением. Увы, но то, что считали приемлемым в период гладкоствольной артиллерии, было абсолютно недопустимо в период нарезной.

Но тут капитана Унге посетила, не исключено что под воздействием сюрстрёмминга из перебродившего бочонка, "гениальная" идея - если нельзя заставит вращаться быстрее ракету, то нужно вращать саму(!!!) направляющую ракеты вокруг оси, докручивая до нужных оборотов ракету! Получив в 1893 году патент на "Роторную пушку для воздушных торпед", капитан Унге приступил к постройке прототипа. В изначальном виде "Роторная пушка" предназначалась для вооружение кораблей и фортов береговой обороны и имела соответствующий калибр (200-300 мм), поэтому для раскручивание трубчатой направляющей должен был применялся электромотор, но для 60 мм прототипа Унге использовал водяную турбину с гидропневматическим аккумулятором давления, вписав его в размеры лафета пехотного орудия.

Перед выстрелом с помощью ручного водяного насоса из обычного корыта, стоявшего под лафетом, вода накачивалась в цилиндр, сжимая воздух в его верхней части и когда давление воздуха достигает 10-12 атмосфер, то пушка была готова к выстрелу. При выстреле открываются сразу оба крана на двух трубопроводах, идущих к турбине в казенной части пусковой установки. Вода, после прохождения через турбину, вытекает вниз через специальный патрубок, попадая обратно в подставленное корыто.

Воспламенение ракетного двигателя "воздушной торпеды" производилось в момент достижения максимальных оборотов вращения направляющей и производилось гальванической воспламенительной трубкой, размещенной в канале запорной крышки направляющей. В одном из фрикционных опорных колес, расположенных в передней части направляющей и вращающихся одновременно с ней, расположен центробежный механизм, настроенный таким образом, что при достижении наибольшей скорости вращения замыкает электрический контакт в цепи гальванической трубки, подавая на неё ток из кислотной батареи.

Калибр направляющей был равен 60 мм, но сами ракеты были диаметром 58 мм. Для опытов капитан Унге применял два типа ракет, ранние 1893 года, основанные на ракете Хейла, и более поздние, основанные на его запатентованной в 1897 году "роторной турбине" - сопле ракетного двигателя, сделанного в форме лопастей турбины.

Хотя капитан Унге и делал всего лишь прототип, по этому фото видно, что пользуясь тем, что король Швеции является совладельцем его компании "Марс", он попытался пропихнуть его в качестве полевого орудия (об этом говорит наличие зарядного передка, абсолютно ненужного для опытного прототипа). Но сразу видно, что ничего из этого не вышло.
Хотя капитан Унге и делал всего лишь прототип, по этому фото видно, что пользуясь тем, что король Швеции является совладельцем его компании "Марс", он попытался пропихнуть его в качестве полевого орудия (об этом говорит наличие зарядного передка, абсолютно ненужного для опытного прототипа). Но сразу видно, что ничего из этого не вышло.

После смерти в 1897 году Альфреда Нобеля, компания "Марс" еще пять лет по его завещанию получала финансирование, а затем у уже подполковника Вильгельма Теодора Унге кончились деньги на перебродивший сюрстрёмминг, поэтому он перешёл на проектирование "воздушных торпед" с обычными реечными направляющими.

Реечная направляющая с 200 мм "воздушной" торпедой" Унге 1907 года.
Реечная направляющая с 200 мм "воздушной" торпедой" Унге 1907 года.

Спасибо, что дочитали мою статью до конца! Надеюсь что Вам понравилось!