Готовы отправиться в такие места, куда даже лондонский туман не всегда пробирается? Тогда стоит только приоткрыть дверь и ощутить сквозняк из Задверья. Не забудьте трость с тайным клинком - отправляемся в опасный фантастический Лондон, историю которого написал Нил Гейман.
А этом путешествии нашим проводником в очередной раз будет Виталий Черников, автор цикл книг "Удел Ориона". Он не в первый раз делится с нами своими знаниями английской столицы - ссылки на другие статьи будут ниже.
Задверье: невидимый Лондон Нила Геймана
Нил Гейман известен публике, прежде всего, по блестящим экранизациям романов «Благие знамения», «Звездная пыль» и «Американские боги». А вот с «Задверьем» (другое название романа тоже несёт двойной смысл - «Никогде») всё получилось наоборот. Сначала по сценарию Геймана сняли сериал, а уже затем автор, разочарованный произволом продюсеров, написал по сценарию книгу. В результате сериал оказался провальным, зато роман удался на славу.
Подобно Саймону Грину, о котором мы уже говорили, Гейман использует лондонское метро в качестве связующего звена между Лондоном реальным и Лондоном фантастическим. Но не стоит торопиться с обвинениями в плагиате.
«Нижний Лондон» Геймана совсем не похож на «Тёмную сторону» Грина. Дело в том, что Геймановский Нижний Лондон… реален. Ну, почти реален.
Его обитатели – люди, по какой-то причине «провалившиеся» туда из верхнего Лондона, а также их потомки. Облик классического обитателя Нижнего Лондона не внушает симпатии: он наряжен в грязные обноски, снятые с чужого плеча. Его волосы грязны и не стрижены. И от него воняет.
Но вот парадокс: для обычных людей, обитателей Верхнего Лондона, жители Задверья невидимы и неосязаемы. Знакомая картина? Нет? Тогда, после вот этого портрета, приведу одну цитату:
«Идея пришла мне в голову, когда я увидел фотографию лондонского бродяги, сделанную моей женой. Я ощутил с одной стороны чувство вины за этих бездомных, с другой стороны — страх и беззащитность перед ними, ибо есть в них что-то пугающее. Так родился этот слегка романтизированный образ личности, хоть и бездомной, но не лишенной эдакого духа свободы, который просто не вписывается в общепринятые рамки общества».
Вот только в этой цитате - подвох, в лучших традициях тайного Лондона, где царит обман. Цитата принадлежит не Нилу Гейману, а Йену Андерсону – лидеру группы Jethro Tull, на обложке одного из самых известных альбомов которой красуется... лондонский бродяга по прозвищу Акваланг, давший ему название. Да, это он на портрете выше. Как видите, бродяги Лондона вдохновляют не только писателей.
Но Нил Гейман, вне всяких сомнений, мог бы подписаться под каждым словом Йена. Ведь его «Нижний город» - это лишь взгляд на Лондонские трущобы, пропущенный сквозь призму восприятия писателя.
И, когда начнёте читать, помните - «Задверье» это даже не фэнтези.
Нил Гейман написал самый настоящий памфлет, каждой своей страницей отвешивающий звонкую оплеуху чопорному лондонскому обывателю, который предпочитает не замечать того, что не согласуется с его моралью или способно доставить ему неудобство.
Гейман, как и Андерсон, не идеализирует «сирых и убогих». Среди жителей Задверья хватает предателей, лжецов и даже маньяков. Но нередко там же, под смердящим тряпьём невзгод, можно увидеть сияние подлинной добродетели. Встретить преданность, самоотверженность, доброту и щедрость, которую порой так трудно разглядеть сквозь туман и смог.
Причём среди обитателей «Нижнего» Лондона эти подлинно человеческие качества встречаются, пожалуй, чаще, чем у чистеньких, благообразных жителей Лондона обычного.
Разумеется, Гейман не был бы собой, если бы в его романе не нашлось места увлекательной фабуле, волшебству, страшноватым чудесам. В нём можно встретить злобных чудовищ, древних героев, забытых ангелов, говорящих крыс и бессмертных злодеев. И всё же основные герои романа – простые люди, волею судьбы превратившиеся в отщепенцев, парий самодовольного, благополучного Лондона. И есть в них один нюанс...
Может показаться, что в «Задверье» Гейман выступил певцом горестей «бедных людей», подобно русским классикам 19-го века. Ничуть не бывало. Всё потому, что Гейман не считает своих героев неудачниками.
К примеру, один из центральных героев романа, Маркиз де Карабас, несмотря на свои лохмотья – настоящий борец, мужественный и сильный человек, не имеющий ничего общего ни с жалким и недалёким Макаром Девушкиным, ни с робким Акакием Башмачкиным. И если русские классики призывают общество к «милости к падшим», то Гейман, в противовес им, требует от нас только одного: увидьте этих людей!
Посмотрите на них, узнайте их, и тогда уже решайте, кто достоин жалости, кто презрения, а кто – уважения. И тогда разорванный на части Лондон обретёт, наконец, целостность. Хотя как раз это, увы, действительно настоящая фантастика…
Ведь на Лондон можно посмотреть разными взглядами. Так, как это сделал Саймон Грин в цикле "Тёмная сторона". Или так, как посмотрел Бен Аронович в книгах о Питере Гранте. А можно и так, как Нил Гейман в "Задверье" (под этой ссылкой ещё один отзыв о книге).