Сегодня мы расскажем о таком направлении в современном искусстве, как Флюксус. В переводе с латыни fluxus означает «поток жизни». Возникло это значимое международное течение в конце 1950-х начале 1960-х годов.
В истории искусств XX века Флюксус выделяется как особенно странный феномен. Он казался похожим на художественное движение и был ошибочно причислен к таковым в 1962 году. Тем не менее, в отличие от других художественных движений, Флюксус не выдвигал никаких официальных манифестов, раскрывающих замыслы его участников и не имел георгафии. (Дэвид Т. Дорис)
Основной принцип флюксуса — абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений, что достигалось такими формами, как ивент, хэппенинг, перформанс, деколлаж, инсталляция, а также различные уличные акции и представления, анти-театр.
Согласно Кену Фридману Флюксус про:
- Глобализм — интернациональное пространство, в котором нет границ между странами и культурами. Флюксус не делает акцента на национальном искусстве, но стремится к общемировому самоопределению. Конечная, хоть и утопическая, цель глобализма — создание «зелёного коммунизма»: мира, где каждый имеет возможность реализовать свой потенциал, независимо от происхождения, социального статуса и т. д.
- Единство искусства и жизни — отсутствие границ между искусством и повседневностью. Это игра с восприятием: любое явление может стать искусством в субъективном сознании наблюдателя. Это и иной подход к сцене: исполнитель не играет роль, но остается самим собой и продолжает «проживать свою жизнь» в новых условиях.
- Интермедиа — отсутствие границ между разными видами искусств. Фридман также противопоставляет интермедиа мультимедии: перенасыщенность технических средств при отсутствии глубокого смысла, что зачастую свойственно массовому искусству, неприемлема для Флюксуса. Флюксус не имеет ограничений в использовании медиатехнологий, но их применение должно быть оправдано идеей.
- Экспериментализм — «лабораторная» работа Флюксуса. Эксперимент — важнейшее ядро большинства композиций. Флюксус не боится ошибок и провалов. Любая эволюция — это множество случайных мутаций, одна из которых оказывается жизнеспособной.
- Случайность — импровизация, непредсказуемость, порой намеренное невмешательство в ход событий. Умение «быть в моменте» и быстрота реакций — важнейшие качества флюксус-художников.
- Игра — это не только забавные перформансы, шутки, эксперименты с объектами, но и «шекспировское» отношение к жизни.
- Простота — умение видеть необычное в самых тривиальных вещах, максимальное упрощение формы выражения идеи, принцип бережливости в средствах.
- Импликативность — наличие подтекста, аллюзий. Простота Флюксуса — это фикция, своего рода ключ, открывающий дверь ко множеству других произведений, субъективных воспоминаний и рефлексий.
- Образцовость — реализация идей в материальной форме путем постановки ивента или создания арт-объектов.
- Специфичность — отличие от остального. Один и тот же ивент может быть исполнен множеством разных способов, но зритель всегда должен узнать, что это за произведение.
- Континуальность — продолжительность во времени. Это может быть короткой презентацией инструктивной пьесы. Другие ивенты могут растягиваться на годы и десятилетия. Континуальность может относиться и к инсталляциям, которые так или иначе изменяются в течение времени.
- Музыкальность — это и умение выражать свою мысль через звук, это и форма, и создание музыкального материала путем использования заведомо «немузыкальных» вещей.
Во главе Флюксуса встал Джордж Мачюнас, американский скульптор и композитор литовского происхождения, отличавшийся, по словам современников, особой харизматичностью, напором и неутомимой энергией.
В каждом регионе и каждой стране Флюксус развивался по-разному. Одни течения носили имя «Флюксус», а другие отказывались от включения слова «Флюксус» в свое название, но тем не менее тоже были Флюксусом. Их объединяла не радикальная «парадигма», но намного более глубокая идея, связанная с образом мышления и самовыражения, со способами взаимодействия с объектами и аудиторией. Более того, Флюксус был коллаборацией, товариществом художников-единомышленников, которые были заинтересованы в творчестве друг друга, которые общались и вместе осуществляли новые замыслы.
И все же, Флюксус — это не кто, а что: философия, идеи, арт-проекты и образ жизни. Многие произведения создавались совместно несколькими художниками. История Флюксуса знает немало проектов, авторство которых не установлено или приписано по ошибке. Но, как правило, флюксусисты не обращают особого внимания на путаницу и неразбериху относительно авторства произведений: имена не столь важны, важно то, что они сделали.
Кстати, Флюксусс был в России
Регулярные флюксус-ивенты осуществляются группой «Флюксус-21» в Музее Звука и открытых пространствах г. Санкт-Петербург.
Считается, что одна из главных форм Флуксуса — перформанс — обязательно должна включать четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника со зрителем. Перформанс был максимально отдалённой от коммерциализации формой искусства, в рамках которого публика принимает прямое участие в творческом процессе и ведёт диалог с художником. Например, во время перформанса «Отрежь кусок» зрители разрезали по кускам платье Йоко Оно.
Формально Флуксус просуществовал 16 лет — до самой смерти своего создателя, которого похоронили перформансом Fluxfuneral. Это движение объединило под одним началом важнейших художников второй половины XX века и сильно повлияло на всё современное искусство. Без него не было бы ни венского акционизма, ни видеоарта (создатель которого был одним из ключевых членов Флуксуса), ни Бэнкси с его граффити и инсталляциями.
Многие говорят, что благодаря своему влиянию Флуксус жив и сейчас, ведь неправильно ограничивать сроками жизни не простое сообщество художников, а полноценную идеологию.
А как думаете вы?
Автор статьи Наталья Числова