Мудрых европейцев начинает накрывать вторая волна последствий энергокризиса. Волшебный мирок в головах еврочиновников и национальных лидеров, постепенно улетучивается, уступая место реальности. А реальность такова, что за голову можно схватиться. Привычка к десятилетиям и даже целым поколениям размеренной жизни сыграла с ними злую шутку: она забыли, как невероятные вещи могут начинаться во времена кризиса, а есть вещи, которые нельзя забыть, потому что не бывало прежде таких мега-кризисов – не случались и некоторые их оригинальные последствия.
Например – танкеры. Пока что речь лишь о танкерах для СПГ, но если введут «потолок цен», то и к нефтяным это тоже относитьсябудет.
Стоимость аренды СПГ-танкеров выросла в 6 раз с начала года и для крупнейших представителей класса может достигать полумиллиона долларов… в сутки! Впрочем, это уже далеко не предел, и специалисты не только допускают, но и прогнозируют семизначные суммы, а ведь ещё недавно они даже шестизначными не были! Недавно эти танкеры стоили дешевле 100 тысяч долларов в сутки, а скоро будут обходиться дороже миллиона: рост цен на порядок!
Почему это происходит? Весь вопрос в стоимости доставляемого продукта. Во времена, когда газ стоил 200-300 долларов за тысячу кубометров, и поставки шли спокойно и ритмично, то и аренда даже самых крупных танкеров не достигала 100 тысяч долларов в сутки. Но когда топливо подорожал и стало достигать тысячи, двух и даже трёх тысяч долларов за тысячу кубометров, то стала радикально меняться и цена всей партии. А когда тебе надо очень срочно перегнать то, что стоит сотни миллионов и даже миллиарды долларов, и срочность обретает первостепенную важность, то ты заплатишь сколько угодно, даже 10-20 миллионов за доставку, потому что если тянуть резину, то из-за колебаний цен на газ ты можешь потерять намного больше.
И танкеры дорожают, но это лишь начало проблем: дальше начинаются игры, возможные лишь при супер-дефиците таких судов. Их начинают сдавать в субаренду, потому что, допустим, тебе повезло и ты зафрахтовал его ещё по низким ценам, потом они выросли, и ты кому-то передал в субаренду уже дороже: заработал, по сути, ничего не делая. А некоторые танкеры наоборот – ставят на прикол, ожидая, что скоро цены вырастут и не желая продешевить. Дескать: пускай пару недель постоит, я его сдам дороже, и простой окупится, и заработаю больше. В итоге танкеры перестают возвращаться, надолго пропадают с рынка, и дефицит растёт ещё больше. Это повышает стоимость доставки, и она плюсуется к цене закупленного газа. Обо всё это совершенно не желали думать европейские лидеры, когда, живя в своём волшебном мирочке, год назад развязывали антироссийские санкции. А теперь за эти последствия платят все, ну или… почти все. Потому что кто-то, понятное дело, не платит, а зарабатывает. И простите, господа европейцы, но зарабатывают поставщики! Вот так: кто-то получает реальные деньги весь этот год, а кто-то – бесплодно мечтает о потолках. Которых не было, нет и никогда не будет. Так устроен мир!