Найти в Дзене
РГАФД

Москва и Москвичи. Рождественский бульвар

Наши прогулки по московскому бульварному кольцу продолжим по Рождественскому бульвару, который следует за Петровским. Рождественский бульвар протянулся от Трубной площади до Сретенских ворот почти на 500 метров. Название свое он носит в честь Богородицкого Рождественского женского монастыря, находящегося в самом начале бульвара. Первые сведения о застройке этого района относятся к 14 веку, когда были построены два монастыря – Рождественский и Сретенский. Вокруг монастырей стали селиться крестьяне и ремесленники. В 17 в. за стенами Белого города образовалась Государева Печатная слобода, поселение типографов, работавших на Печатном дворе на Никольской улице. Печатники строили церкви – сначала деревянный Успенский храм (1631 г.), затем каменное здание храма, относящееся к 1659 г. Считается, что именно в этом храме известный художник Пукирев стал свидетелем венчания старика и девушки, отразившемся впоследствии в картине «Неравный брак». До революции в ризнице Успенской церкви хранилась дре

Наши прогулки по московскому бульварному кольцу продолжим по Рождественскому бульвару, который следует за Петровским. Рождественский бульвар протянулся от Трубной площади до Сретенских ворот почти на 500 метров. Название свое он носит в честь Богородицкого Рождественского женского монастыря, находящегося в самом начале бульвара.

Первые сведения о застройке этого района относятся к 14 веку, когда были построены два монастыря – Рождественский и Сретенский. Вокруг монастырей стали селиться крестьяне и ремесленники. В 17 в. за стенами Белого города образовалась Государева Печатная слобода, поселение типографов, работавших на Печатном дворе на Никольской улице. Печатники строили церкви – сначала деревянный Успенский храм (1631 г.), затем каменное здание храма, относящееся к 1659 г. Считается, что именно в этом храме известный художник Пукирев стал свидетелем венчания старика и девушки, отразившемся впоследствии в картине «Неравный брак». До революции в ризнице Успенской церкви хранилась древняя еврейская серебряная монета, которая, как утверждали, являлась одним из 30 серебренников, полученных Иудой за предательство Христа. Сегодня о месте Печатной слободы напоминает Печатников переулок.

Известно, что Московское Бульварное кольцо образовалось на месте стен Белого города, которые были снесены в конце 18 века. Рождественский бульвар появился далеко не сразу. Еще долго на его месте велась стихийная торговля, быстро строились лавки и магазины. Пожар 1812 г. полностью уничтожил их. В 1820-х гг. здесь была заложена зеленая аллея, которая спускалась к Трубной площади. В конце аллеи была построена гостиница, сохранившаяся до наших дней. На плане Москвы 1850 г. большинство дворов были деревянными. Аллея Рождественского бульвара оканчивалась двумя лестницами у Трубной площади. Между ними находился фонтан ключевой воды. Надо сказать, что жителям района приходилось возить бочки с водой по крутому Рождественскому бульвару, что было крайне затруднительно.

В 19 веке Рождественский бульвар активно застраивался доходными домами. В 1887 г. по нему начала ходить конка, в 1911 г. замененная электрическим трамваем.

Рождественский бульвар и его окрестности нашли свое отражение в живописи. Например, художник В.Перов написал свою знаменитую картину «Тройка». «Натурщиками» для Перова были три мальчика-подмастерья, затягивавшие бочку с водой на крутой Сретенский холм у стен Рождественского монастыря. Один из них вскоре умер от оспы. Его мать пришла к художнику, чтобы еще раз увидеть лицо сына. Перов сделал для женщины репродукцию с картины. Виды Рождественского бульвара изображены на картинах и других художников.

Как же упоминалось, в самом начале бульвара находится Рождественский монастырь. Он появился на левом берегу Неглинки в загородных владениях двоюродного брата князя Дмитрия Донского и внука Ивана Калиты, серпуховского князя Владимира Андреевича, участника Куликовской битвы. Основала монастырь его мать, княгиня Мария рядом со своей усадьбой. Первыми жителями монастыря были вдовы воинов-участников Куликовской битвы и все, кто потерял в битве своих кормильцев – мужей, сыновей, отцов, братьев. Монастырь был заложен в 1386 г. Впоследствии княгиня Мария постриглась здесь в монахини. В 16 веке монастырь отстраивался в камне (до этого он был деревянным). В 1525 г. была насильно пострижена в монахини под именем София жена князя Московского Василия III Соломония Сабурова (позднее перевезена была в Суздаль).

Переделки в монастыре длились вплоть до революции. В 1920 г. монастырь был закрыт, службы не проводились. В эти годы здесь было жилье и располагались различные конторы. В 1993 г. Рождественский монастырь снова открылся и действует до сих пор.

В 1953 г. во время похорон И.В.Сталина на Рождественском бульваре и прилегающей к нему Трубной площади случилась страшная давка, ставшая причиной гибели сотен людей. Точное число погибших и поныне неизвестно.

В позапрошлом 19 веке в районе Рождественского бульвара было много публичных домов, так что репутация района была неоднозначной. Гостиницу поблизости использовали для интимных встреч. По воспоминаниям писателя Н.Телешова, по вечерам окрестности буквально «кишели веселыми девами самых разных категорий». В народе эту гостиницу называли «святые номера», т.к. веселье разворачивалось практически у стен Рождественского монастыря. В начале 20 века дома терпимости были закрыты, а гостиница перестала быть гостиницей, превратившись в доходный дом.

Вот в этом доходном доме на углу Рождественского бульвара и Сретенки на третьем этаже ребенком жила в квартире своего деда - зубного врача знаменитая в будущем балерина М.М. Плисецкая (1925 – 2015). Выдающаяся балерина, актриса, театральный деятель, Майя Михайловна унаследовала по женской линии свой талант. Мать и тетка Плисецкой были актрисами, прививали девочке любовь к театру. В 1932 г. в связи с назначением отца директором "Арктикугля", затем консулом, семья переехала на Шпицберген. Здесь Плисецкая впервые выступила на сцене, исполнив роль в опере Даргомыжского "Русалка". После возвращения Плисецкая начала учиться в Московской хореографической школе. В 1937 – 1938 гг. родители Плисецкой были репрессированы – отец расстрелян, мать отправили в ссылку в Казахстан. 12-летнюю Майю удочерила тетка, и это спасло девочку от попадания в детский дом. 21 июня 1941 г. Плисецкая танцевала на выпускном вечере училища "Экспромт" Чайковского в постановке Л.Якобсона (разрешили выступать и младшим ученикам). После начала Великой Отечественной войны Плисецкая жила в Свердловске, где начались ее выступления на балетной сцене. С 1942 г. Плисецкая жила в Москве, окончила балетную школу и была принята в кордебалет Большого театра. Постепенно ей стали доверять сложные роли: Маша в "Щелкунчике", Мирта в "Жизели", Китри в "Дон Кихоте", Одетта и Одилия в "Лебедином озере". Плисецкая в каждую роль вкладывала душу. Она была всегда в форме и танцевала до 70 лет. Плисецкая была талантливым хореографом, поставила много балетных спектаклей на сцене Большого театра.

Послушать как Плисецкая рассказывает о пластике танца и узнать подробнее об истории Рождественского бульвара и его жителях, услышать уникальные записи вы можете нашем сайте:

🔈 http://ргафд.рф/rozhdestvenskiy-bulvar

#москваимосквичи #москвавзвуке #рождественскийбульвар #бульварымосквы #плисецкая #бульвар #маршак #чайковский #венявский #мицкевич

-2
В рубрике «Москва и москвичи» вы узнаете историю московских улиц, узнаете о людях живших на них, именами которых названы улицы Москвы. Вы также сможете послушать хранящиеся в фондах РГАФД воспоминания.