Не скрою своего невежества - я мало что знаю о классической и современной культуре Казахстана. Однако, когда я оказался в Алматы, одной из моих первых мыслей была мысль о том, что где-то здесь находится кафе "Ласточка" - кафе из фильма казахстанского режиссёра Абая Карпыкова. Так получилось, что в детстве я увидел два его фильма, которые мне очень понравились и стали для меня главной культурной ассоциацией с Казахстаном.
Первый фильм 1996 года "Тот, кто нежнее" - приключенческая история, в которой есть охота за сокровищами в казахской степи, старая вражда двух родов и борьба за сердце красавицы с крайне неожиданным исходом. Молодой парень попадает в больницу и оказывается в одной палате с загадочным стариком. Старик поручает ему найти спрятанные давным-давно родовые сокровища. Как обычно бывает, о сокровищах знают злодеи, которые намерены присвоить их себе. В историю оказываются вовлечены молодая переводчица с арабского и её отвергнутый ухажёр. Некоторые сюжетные несуразности компенсируются отличной игрой актёров, уместными комическими моментами и красивой музыкой.
Второй фильм "Фара" 1999 года - это драма, разворачивающаяся на двух временных отрезках. Герой фильма добродушный толстяк Фара в детстве не мог ходить, но у него был друг, готовый на всё, чтобы его исцелить. Повзрослев, Фара, работающий поваром в уже упомянутом кафе "Ласточка", сталкивается со злодеями и побеждает благодаря своей доброте. Очень трогательный, пробирающий до слёз даже таких чёрствых циников, как я, фильм. В обоих фильмах снялись харизматичные казахские актёры Бопеш Жандаев и Фархат Абдраимов.
Фильмография Абая Карпыкова не ограничивается этими двумя лентами. В качестве режиссёра, сценариста и продюсера принимал участие в создании других полнометражных лент и сериалов, например российского сериала "Охота на изюбря".
А недавно я посмотрел первый фильм Абая Карпыкова "Влюблённая рыбка", снятый ещё в 1989 году. Немного фантасмагоричный фильм о парне, приехавшем из деревни в большой город и попадающем в не очень приятные и не очень, на первый взгляд, понятные события. Казалось бы, ничего особенно интересного не происходит, но смотрится на одном дыхании. Фирменный юмор режиссёра, мягкий и ненавязчивый, сглаживает драматизм.
В общем, если вы хотите начать мягкое погружение в культуру Казахстана, рекомендую эти три замечательные ленты.
Изображения позаимствованы с сайтов Киноафиша.инфо и Фильм.ру