Найти тему
Елена Яшметова

«Люди, подлежащие изоляции с этого света»: Дневник жителя Марий Эл рассказывает правду о фашистском плене

Хроника Великой Отечественной войны складывается из судеб людей. Сегодня предлагаю познакомиться с историей человека, оказавшегося в страшной ситуации фашистского плена. В своём дневнике он рассказывал о реалиях военнопленных. История написана там и тогда.

Фото pamyat-naroda.ru
Фото pamyat-naroda.ru

Он сражался за Родину

Из Марийского края на защиту свободы и независимости Родины ушли более 130 тысяч солдат. Среди них уроженец Юринского района Марийской АССР Анатолий Иванович Галибин.

Согласно порталу «Память народа», боец родился в 1913 году. Во время Великой Отечественной войны он был стрелком 1-го взвода 2-й роты 1-го батальона 15-мотостерлкового Краснознамённого полка оперативных войск НКВД СССР.

29 августа 1941 года красноармеец был пленён и помещён в лагерь №31 в Медвежьегорске в Карелии. 13 января 1942 года жителя Марийского края перевели в один из рабочих филиалов лагеря 309 в Салле (община на севере Финляндии – прим.).

Фото pexels.com
Фото pexels.com

Мысли человека в фашистском плену

В Сети опубликован дневник Анатолия Ивановича. Его записи обнаружили в братской могиле советских военнопленных в районе железнодорожной станции Куолоярви (сельский населённый пункт в Мурманской области – прим.).

Документ находился в металлической, плотно закрытой коробке, внутри которого была ещё одна картонная коробка. Именно в ней лежал дневник с картонной обложкой, с наружной стороны которого был изображён финский герб, а с внутренней – Красная звезда.

В своих записях он делился своими сокровенными мыслями и размышлениями о жизни. Дневник наполнен жаждой жизни, но при этом не покидает ощущение, что его владелец осознавал, что смерть где-то рядом.

7 июня 1942 года. Для кого весна отрадная, но для меня отрады нет. Да, говорят, что человек 2 раза в жизни бывает глуп: при младенчестве и при старости.

22 июня 1942 года. Прошёл ровно год со дня, который остался и будет помниться, как день несчастий и бедствий для всего русского народа и не принесший весь долгий год каких-либо надежд на лучшее будущее. Год, который многие, не задумываясь, согласились бы вычеркнуть из жизни. Год разлуки со всеми живыми — дорогими мне в жизни.

23 июня 1942 года. Ровно год настал, как получил повестку о явке в райвоенкомат. Сравниваю два периода жизни: тогда и теперь. Тогда был полный, жизнерадостный, с мечтаниями на лучшую жизнь. И что стало теперь, через минувший год, год несчастий. Вместо нормального человека — только образ человеческий (скелет) без всяких надежд. Одни мысли о пище и страх перед смертью витают в лагере.

Полностью дневник можно прочитать на портале «Литературной газеты».

Фото wikipedia.org
Фото wikipedia.org

Зверства нацистов

В ходе Великой Отечественной войны в финский плен попали 64 тысячи военнослужащих СССР, из которых погибли свыше 19 тысяч человек. Даже зарубежные специалисты признают, что скорее всего эти цифры занижены. Предположительно, в финских лагерях умерли 34% всех военнопленных.

Как финские пособники Гитлера обращались с советскими военнопленными? Об этом рассказал директор института истории, политических и социальных наук Петрозаводского университета, доктор исторических наук, профессор Сергей Веригин в рамках I Всероссийской конференции «Без Памяти мы не научим детей будущему».

— На высокую смертность военнопленных влиял не только дефицит продовольствия, изнурительная работа, болезни, но и вражда и ненависть финнов к русским, а также проблемы с психическим здоровьем охранников финских лагерей.

Они расстреливали военнопленных и осуществляли самосуд. По современным данным, таких случаев было более 1 тысячи, т.е. 5% от общего числа погибших в финских концлагерях, — заявил историк.

По его мнению, к перечисленным цифрам также можно добавить советских солдат, которые расстреляли во время и после боёв.

Кроме того, Сергей Веригин объяснил, что из себя представляли финские концлагеря. Они имели одинаковые постройки и были ограждены колючей проволокой, а заключённые размещались в деревянных бараках. Советских военнопленных отделяли от других славянских народов и использовали для различной работы.

— Во всех лагерях военнопленных существовали серьёзные наказания. За малейшее нарушение выносили суровое наказание. Били палками и розгами, а за попытку побега полагался расстрел перед строем военнопленных.

Рабочий день устанавливался 10 часов с 06:00 до 11:00 и с 12:00 до 17:00. Часто военнопленные работали и после ужина два-три часа. Тяжёлая работа сочеталась со скудным питанием, — отметил директор института истории, политических и социальных наук Петрозаводского университета.

Например, финский майор Уймонен, который в ноябре 1942 года проверял лагерь №2 в городе Керимяки обратил внимание, что пленные работают на осушение болота по колено в воде в пришедших в негодность ботинках, надетых на босу ногу. Кроме того, он отмечал, что в лагере нет журнала учёта пищевых отходов, потому что там их не остаётся ни крошки.

Дневник Анатолия Ивановича Галибина также сохранил страшную правду о жизни в нацистском лагере:

30 января 1942 года. Познакомился с обстановкой и бытом нового местожительства, куда забросила судьба. Лагерь называется изолятор, т.е. люди, подлежащие изоляции с этого света в полном смысле этого слова. Состоит из политруков и командного состава, рядовых же незначительный процент. В бараке по сравнению с другими лагерями значительно чище, но всё же вошь и клоп гуляют в открытую. Спят на жёстких деревянных койках, на голых досках. На волю выпускают на полчаса в сутки для того, чтобы пройти по тропинке вокруг барака от 8 до 12 кругов, причём делается до 1700 шагов. Питание: хлеба выдается 150 грамм в сутки, один раз на весь день, причём и он не чистый, а суррогат. Утром в 11 часов 1 литр супа, если только можно так назвать, потому что он готовится из мёрзлого, нечищеного картофеля и без соли, и вечером 1 литр баланды из ржаной отруби, причём густоты 2-3 ложки и без соли. Вот и всё, чем поддерживается дух пленных, да 1 кусочек сахару рафинаду.

11 июля 1942 года. Часовым с вышки застрелен военнопленный Пипин, уроженец Ленинграда, в 8 часов дня за нарушение правил внутреннего распорядка лагеря из автомата в голову.

Фото Павла Старикова
Фото Павла Старикова

Отдать дань уважения бойцу

Дневник Анатолия Ивановича Галибина даёт возможность увидеть события прошлого глазами современного человека. Конечно, хотелось бы найти родственников жителя Марийского края.

На примере записей дневников своего деда они смогли бы написать историю для того, чтобы в Персональной карточке на интернет-ресурсе «Книга Памяти. Малая Родина» появилась семейная история — рассказ о Герое, родном деде и прадеде. С этим согласен и руководитель региональной общественной организации «Марийцы Карелии» Михаил Асессоров:

— Надо ко всему, что касается памяти о близком человеке, относиться бережно. За каждым документом и предметом своя история. Что касается дневников и рисунков на открытках военного времени, которые ещё не растворились во мгле забвения, то они обязаны быть отсканированы и быть представлены в Персональной карточке красноармейца.

Возможно, открытка от солдата, который погиб, но числится как пропавший без вести, даст толчок потомкам солдата продолжить поиск, вернуть из забвения память о человеке.

Кто-то скажет, что сразу после войны или чуть позднее родители погибшего или пропавшего без вести солдата искали долго, но не получили никаких результатов.

Однако любая зацепка о погибшем на войне может, я в этом уверен, привести к результату. У писателя Сергея Сартакова в романе «Философский камень» есть такие строки: «Если передний сумел пройти два шага, почему идущий за ним не сумеет сделать третий шаг?».