Найти тему
Север неизвестный

Словно вернулись в советское детство. В заброшенной школе все те же лозунги, рисунки с хламидомонадой и книги Гайдара

В маленьком коми посёлке Ляли немноголюдно. Встретить местных жителей можно разве что в скромном магазине рядом с трассой да в православном приходе, устроенном в бывшем ФАПе. В остальном тишина и забвение. Только пацаны летом на велике гоняют, да собаки на привязи лают для порядка. Типичный поселок лесозаготовителей, где давно нечем зарабатывать, а большая часть из прописанных здесь 414 жителей обитает в городе. Так что на зиму от силы здесь остаются человек 120.

Школа построена в стиле сельского сталинского ампира. Даже сейчас на фоне однотипных поселковых домов выглядит солидно
Школа построена в стиле сельского сталинского ампира. Даже сейчас на фоне однотипных поселковых домов выглядит солидно

Поэтому выйдя из придорожного магазина, удивились солидному зданию с колоннами напротив. Школа, которая когда-то была наверняка главным центром притяжения, теперь превратилась в банальную «заброшку». С заколоченными окнами и провалившимися полами, с шастающими по ней мальчишками и заросшим стадионом.

Среди невзрачных поселковых домов здание выглядело настолько необычным, что захотелось в него зайти. Тем более что оно явно было свидетелем другой, уже ушедшей жизни. Сквозь заросли кустов и под хруст стекла под ногами мы пробрались внутрь.

Огромные окна закрыли щитами, когда-то служившими наглядными пособиями
Огромные окна закрыли щитами, когда-то служившими наглядными пособиями

По сегодняшним меркам села школа кажется огромной, и учиться в ней должно было не меньше ста ребят. По воспоминаниям местной жительницы, в 1966 году в первом классе училось 42 ребенка. Судя по найденным фотографиям, в конце 80-х в пятом классе было 6 ребят. Для сравнения: сейчас в Лялях всего 16 школьников! Младшеклассники ходят в поселковую школу-сад, а семь учеников постарше ездят в соседнее село Серегово.

В здании два огромных крыла с кабинетами, просторное фойе с сохранившимися над входом серпом и молотом и лозунгами. Еще недавно фразы на них казались заезженными, затертыми, архаичными.

Хотя школу закрыли в 2006, в ней до самого конца не снимали советские символы
Хотя школу закрыли в 2006, в ней до самого конца не снимали советские символы

А сейчас, глядя на них, внутри екает: попробуй выйди с ними на улицу или повесь значок на лацкан, заметут за политический подтекст. А тут благо, что «заброшка», поэтому надписи на фанерке выглядят не более, чем рудиментами советской эпохи.

Без труда можно понять назначение кабинетов. На дверях висят резные деревянные таблички, а для наглядности некоторые еще и расписаны: класс литературы – раскрытой книгой и пером, класс истории – шлемом и колчаном со стрелами, класс химии – колбами. Заходя внутрь, словно проваливаешься в советское детство.

Школа, открытая в Лялях в 1956 году, просуществовала полвека. Поэтому многие из наглядных пособий, учебников, похвальных грамот и всего, чем до сих пор заполнено здание, знакомы по временам СССР.

Подборка нетленных инструкций и приказов
Подборка нетленных инструкций и приказов

Помню такие же наглядные пособия, изображающие хламидомонаду, по урокам биологии. А огромный плакат с таблицей Менделеева даже висел у нас дома. (Мама по образованию химик-технолог, так «ненавязчиво» помогала нам изучить названия и характеристики химических элементов).

В шкафчиках лаборатории до сих пор стоят целые колбы, мензурки и реторты. В классе по литературе пачками лежат портреты писателей, карточки с орфограммами, тетради по контрольным работам. Пол в учительской усыпан классными журналами, грамотами, методичками по предметам.

Переступив порог еще одного кабинета, мы на миг замираем и… ступаем по книгам. На месте бывшей библиотеки теперь опрокинутые стеллажи и слои книг. Разбирая их, мы точно археологи, все глубже погружаемся в прошлое. Спускаемся от лежащих на поверхности книг начала 2000-х, достаем массовые выпуски для школьников 80-х, откапываем словари 70-х и как раритет находим пожелтевшие издания «Детгиза» 40-50-х годов.

Жизнь Ленина в 10 томах, при этом всего лишь избранные страницы
Жизнь Ленина в 10 томах, при этом всего лишь избранные страницы

По большей части эти книги выходили миллионными тиражами, и не представляют букинистической ценности. Это издания трудов Ленина и воспоминаний о нем в разных вариациях – от малышковых книжечек до многотомных выпусков. Практически нетронутые книги «Как закалялась сталь». Неактуальные уже в эпоху интернета журналы «Вокруг света».

Горький, Толстой, Гайдар, Короленко, Айтматов давно перемешались по алфавиту, по временам и классам для чтения. Общее теперь у них только одно – прошлое, проведенное в этой заброшенной школе. В недоумении ищем объяснение, почему после закрытия школы книги не пристроили или не сдали в макулатуру.

Обе книги в 60-е годы вышли 100-тысячным тиражом. Аннотация к книге про Пепе: кубинским ребятам приходится подрабатывать: чистить ботинки, прислуживать в магазинах... Их жизнь меняется, когда они становятся помощниками партизан повстанцев Фиделя Кастро. Когда повстанцы с победой входят в Гавану, ребята впервые садятся за парту.
Обе книги в 60-е годы вышли 100-тысячным тиражом. Аннотация к книге про Пепе: кубинским ребятам приходится подрабатывать: чистить ботинки, прислуживать в магазинах... Их жизнь меняется, когда они становятся помощниками партизан повстанцев Фиделя Кастро. Когда повстанцы с победой входят в Гавану, ребята впервые садятся за парту.

И словно зайдя в настоящую библиотеку, мы проваливаемся в мир теперь ненужной литературы. Устраиваемся на стеллажи и, перебирая книги, делимся открытиями. Над какими-то посмеиваемся, другими зачитываемся.

И откладывая в сторону то одну книгу, то другую неожиданно собираем приличную стопку. Решаем часть книг взять домой, другие оставить на полке, которую устроили соседи в подъезде, или в открытой библиотеке, которые есть на улицах города.

Выходим из школы, точно из машины времени, слегка ошеломленные. С одной стороны, довольны полезными находками, а с другой, - потрясены погружением в прошлое. Здание, закрытое 16 лет, тогда было вполне еще крепким. Да и сейчас при желании ему можно было найти какое-нибудь применение. Но ответа, какое будущее могло быть у здания в пустеющем селе, не находим. Может быть он есть у вас?

Подписывайтесь на канал «Север неизвестный» и читайте: