Найти в Дзене
Диалог Эксперт

3 правила оформления первички

Любая финансово-хозяйственная операция на предприятии оформляется первичным документом. На основании первички ведется весь бухгалтерский учёт, составляются проводки и отчетность. Если документ-основание оформлен неверно, это приведет к проблемам в будущем. Налоговая инспекция может не принять расходы, доначислить налоги и оштрафовать компанию. На что в первую очередь необходимо обращать внимание при поступлении первички Порядок использования первички регулируется ст. 9 Федерального закона от 06.12.11г. № 402-ФЗ. Согласно этой статьи предприятие для отражения хозяйственных операций может использовать унифицированные бланки или разработать собственные формы документов. Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике организации.Независимо от того, используют ли в компании унифицированные бланки или собственные формы, вся документация должна содержать обязательные реквизиты: Среди перечисленных реквизитов не указана печать фирмы. Требование об обязательном наличии оттиска пе
Оглавление

Любая финансово-хозяйственная операция на предприятии оформляется первичным документом. На основании первички ведется весь бухгалтерский учёт, составляются проводки и отчетность.

Диалог Эксперт Челябинск
Диалог Эксперт Челябинск

Если документ-основание оформлен неверно, это приведет к проблемам в будущем. Налоговая инспекция может не принять расходы, доначислить налоги и оштрафовать компанию.

На что в первую очередь необходимо обращать внимание при поступлении первички

Порядок использования первички регулируется ст. 9 Федерального закона от 06.12.11г. № 402-ФЗ. Согласно этой статьи предприятие для отражения хозяйственных операций может использовать унифицированные бланки или разработать собственные формы документов.

Выбранный порядок необходимо закрепить в учетной политике организации.Независимо от того, используют ли в компании унифицированные бланки или собственные формы, вся документация должна содержать обязательные реквизиты:

  • наименование и дата составления;
  • название организации;
  • содержание финансово-хозяйственной операции;
  • денежная и натуральная единица измерения;
  • должность, подпись и фамилия лица, ответственного за оформление документации.

Среди перечисленных реквизитов не указана печать фирмы.

Требование об обязательном наличии оттиска печати на первичной документации было отменено в 2015 году. Но, если в Уставе организации указано, что конкретная компания использует в работе печать, то ее тоже следует ставить на первичку.

Опоздавшая первичка, как отразить в учёте

Первичная документация составляется непосредственно в момент совершения хозяйственной операции или сразу же после ее окончания. Далее документ проверяет ответственный сотрудник и передает его в бухгалтерию для отражения в регистрах учёта.

В идеале дата совершенного факта хозяйственной жизни компании должна совпадать с датой принятия документа к бухучету. Но на практике нередко бывают случаи, когда операция произошла в одном квартале, а первичку передали в бухгалтерию позже.

Согласно ст. 272 НК РФ расходы принимаются к бухучету в том отчетном периоде, в котором они были фактически совершены, независимо от даты их оплаты. Если накладная поступила в бухгалтерию после сдачи отчетности, то необходимо скорректировать налогооблагаемую базу и сдать в ФНС уточненную декларацию.

Но бухгалтеру следует учитывать, что подача декларации с уменьшенной суммой налога к уплате может спровоцировать выездную налоговую проверку. И при неоднократном уточнении отчетности за один и тот же налоговый период вероятность приезда сотрудников ФНС увеличивается.

Некоторые расходы – арендные платежи, комиссионные сборы, услуги сторонних фирм – признают в учете на дату поступления документов или в последний день отчетного периода. Порядок их отражения в бухучете должен быть прописан в условиях договора с контрагентом.

Наряду с этим существует ст. 172 НК РФ, в которой указано, что налогоплательщик вправе принимать расходы к учету в течение 3 лет с момента совершения хозяйственной операции. То есть, если УПД поступил в бухгалтерию после сдачи декларации по НДС, то бухгалтер может отразить его в учете в следующем квартале.

Штрафы по первичным документам

Ненадлежащее оформление первичной документации, равно как и ее отсутствие, влекут наложение штрафа. Налоговая, при выявлении нарушений, может оштрафовать лиц, ответственных за документооборот в компании, на сумму от 10 до 40 тысяч рублей.

Кроме штрафа есть еще одна опасность. ФНС не примет расходы для определения налогооблагаемой базы, если по ним отсутствует первичка или она составлена неверно. В результате компании доначислят налог и взыщут с юридического лица пени. Также ФНС вправе оштрафовать ответственных лиц на сумму в размере 20% от неуплаченного налога. Такой штраф налагают, если нарушения в первичной документации привело к одному из следующих последствий:

  • занижение суммы налога более чем на 10%;
  • искажение показателей бухгалтерской отчетности не менее, чем на 10%.

Руководителя и главного бухгалтера могут оштрафовать на сумму от 5 до 10 тысяч рублей, если они отражают в учете фиктивные операции, не обеспечивают хранение первички в течение установленного законом срока или составляют отчетность не на основании первичных документов.

Оригиналы или копии

Еще один вопрос, вызывающий споры у бухгалтеров – можно ли принимать к учету скан-копии первичных документов. Ответ на него дан в письме УФНС России по г. Москве от 25.01.2008 N 20-12/05968. В нем сказано, что сканированные, факсимильные или иные копии первички не должны учитываться при расчете налогооблагаемой базы.

Аналогичное разъяснение дается в письме Минфина от 2 октября 2020 г. № 03-03-06/1/86376.

Отсутствие оригинала документа приведет к спору с налоговыми органами и к судебным разбирательствам. Чтобы этого не произошло, бухгалтеру следует внимательно проверять реквизиты, соблюдать правила хранения первички, и не принимать к учету копии документации.

#бухгалтерский учет #первичка #оформление #диалог эксперт #челябинск