«Зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всех нечистых» — говорили наши предки в ноябре. Верили, что первые ноябрьские морозы пугают всю нечисть, и она бежит с земли. Ноябрь в народном календаре — месяц переходный, между осенью и зимой. Завершается осенний период свадеб и сватовства, а природа погружается в зимний сон: выпадает первый снег, реки покрываются льдом.
В ноябре праздновали Курьи именины, устраивали гулянья на санях, отмечали Юрьев день и расправлялись с дворовым. Давайте узнаем, как это было.
Месяц Листопад
Ноябрь — латинское название, которое произошло от novem, девять. По староримскому календарю, начинавшемуся в марте, ноябрь был девятым месяцем. К нам оно пришло вместе с крещением Руси, а прежде назывался этот месяц «листопад». Кстати, до 1492 «первый день во году» у нас тоже приходился на 1 марта.
Но почему листопад? Если смотреть по нынешней погоде, это название больше подходит октябрю или же югу России. Наши славянские предки, давшие такое название, жили на территории, где в этом месяце было еще относительно тепло — в Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европе. Белорусы, украинцы, чехи и поляки называют ноябрь так же: листопад.
Кузьминки и Курьи именины
В народном календаре 1 ноября — особенный день, который еще называли «Курячьими именинами». В современном календаре он приходится на 14 ноября — почитали в этот день святых Косьму и Дамиана, врачей и чудотворцев. В народной традиции они стали ремесленниками-кузнецами Кузьмой и Демьяном, а где-то даже образ трансформировался в «матушку Кузьмодемьяну» (тут вспоминается фамилия Космодемьянской :)
Кузьма и Демьян в ноябре ковали много: свадебные оковы, первые морозы, лёд на реке: «Невелика у Кузьмы-Демьяна кузница, а на всю святую Русь в ней ледяные цепи куются».
Но не одной ковкой заняты божьи кузнецы — покровительствовали они над курами, а потому справляли в народе курьи именины или Кузьминки, и не только в деревнях — в Москве этот обычай тоже был широко известен.
1 ноября брали женщины в охапку кур и собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана, служили молебны. Отправить в этот день курицу в подарок родным было престижно, «по-богатому». А в селах содержали особых, «челобитных» кур — их крестьянки дарили боярыням «на красное житьё». Курам таким жилось хорошо, сытно, и долго — верили, что их яйца целебные и лечат желчную болезнь.
Хуже приходилось петухам. Старший член семьи должен был выбрать петуха и отрубить ему голову. Ноги следовало бросить на избу, чтобы куры не переводились, а саму птицу — сварить и съесть за обедом.
Расправиться с дворовым
Дворовой — это как домовой, только во дворе дома. Он «начальствует» над домашним скотом и следит за порядком. Но, как бывает и с домовыми, да и с людьми нередко — настроение у него может испортиться: становится дворовой «лихим», издевается над домашней скотиной, может невзлюбить вдруг лошадь, и занеможет животное. В ноябре было принято проводить охранный ритуал, который быстро ставил лихого «на место» 🙂
Что нужно сделать: взять помело, сесть на лошадь, которую невзлюбил дворовой и ездить на ней по двору, размахивая помелом с криком: «Батюшка дворовой! Не разори двор и не погуби животину».
Главный эффект, очевидно, происходит после, независимо от состояния животного: хозяин становится спокойным, будучи твёрдо уверенным, что «лихой унялся». В этом вся суть охранных ритуалов, какими бы нелепыми они ни казались современному человеку: спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. А то как же! И лошадь, и корова — кормилицы.
Что еще было в ноябре
С 24 ноября в городах начинались зимние гулянья на санях. Целое событие, которое стоит отдельной публикации!
26 ноября — Юрьев день. Произошло название народного праздника от имени святого Георгия Победоносца. Именно в этот день, как стало принято говорить после 1607 года, объегорили крестьян. Тогда и появилось слово «объегорить». При каких обстоятельствах это произошло, и что случилось с крестьянами, я расскажу в следующей статье.
Много народных поверий связано с Юрьевым днем — про закапывание коней, засыпание в гробу, слушание воды. Подробности этих поверий и обрядов также будут в следующей статье. А пока — берем в охапку кур и идем к родным (и за дворовым приглядываем! ;)
Поддержите публикацию, если вам понравилось. Ваши отклики вдохновляют меня рассказывать о русской традиции больше! ❤️