Найти тему
Romanist Music Blog 🎧 Блог о музыке

Разбор синглов R.E.M.: эра «Automatic for the People» (часть третья)

Оглавление

Завершающая глава увлекательных приключений культовой американской рок-группы R.E.M. в 1993-м году. Те немногочисленные читатели, что увлекаются этой темой – усаживайтесь поудобнее, как всегда постараюсь сделать процесс прохождения материала немного интереснее.

R.E.M. за кулисами церемонии VMA 1993. Вместе с фанатом из Канады.
R.E.M. за кулисами церемонии VMA 1993. Вместе с фанатом из Канады.

Великий альбом всегда начать и завершить как подобает таковому статусу. «Automatic for the People», вне всяких сомнений, начинается с превосходной «Drive», а подводит черту двумя наизнанку выворачивающими вашу душу балладами.

Можно возразить, дескать «А разве так сложно сделать хороший альбом целиком из баллад?». А вы давно слушали целиком альбомы тех же Scorpions или Брайана Адамса? Вот то то и оно.

Ещё раз посоветую прочитать рассказ об альбоме, если вы ещё этого не сделали:

А заодно обратить внимание на предыдущие синглоразборы по этой эре, где я подробно рассказываю о таких хитах, как «Man on the Moon» или «Everybody Hurts»:

Теперь же предлагаю приступить к разбору пятого и шестого сингла с альбома «Automatic for the People».

«Nightswimming»

дата выхода сингла: 12 июля 1993 года (выпущен только в Европе)

впервые песня исполнена вживую: 20 января 1995 года на концерте в городе Сидней (Австралия) в рамках «Monster Tour»

в последний раз песня исполнена вживую: 11 ноября 2008 года на концерте в городе Сан-Паулу (Бразилия) в рамках «Accelerate Tour»

Nightswimming deserves a quiet night

Песня, как целый эпиграф всей карьере R.E.M. В первые годы существования коллектива, когда ребята постоянно давали концерты в родном для себе Атенсе, после окончания шоу ничего не оставалось делать иного, как сходить поплавать ночью в озере. Вроде бы звучит страшно, на самом деле Майкл Стайп и компания находили для себя шарм в таких вот мелочах.

Как я говорил ранее, некоторые из музыкальных идей для этого альбома рождались ещё во времена записи «Out of Time» в 1990-м году. Это относится к партии пианино, придуманной бас-гитаристом Майком Миллзом, под вдохновением от схожей коды из культовой песни «Layla» тогдашней группы Эрика Клэптона. Но Миллз совсем не знал, что делать с этой записью. Благо Майкл, почти как и всегда, придумал толковую лирику и придал партии совершенно иной окрас.

«Майкл послушал мелодию один раз, кивнул головой, чтобы услышать её снова, и на втором прослушивании он спел текст песни. Это была "Nightswimming", точь-в-точь как на пластинке, которую мы запишем годом позже. Я стоял в углу, ошеломлённый».
Гитарист Питер Бак, 2003 год.

Вспоминая, что это уже четвёртая песня со струнными Джона Пола Джонса... Мурашки по коже.

Как видите выше, сингл с песней появился лишь в Европе и не сказать, чтобы стал хитом. 27-е место в Великобритании – высшее достижение. Лишь недавно, в сентябре 2022-го, благодаря более современным технологиям прослушивания музыки, «Nightswimming» получил серебряную сертификацию.

Говоря о живом исполнении этой песни, я не могу обойти стороной запись 2005 года, шоу «Austin City Limits». Майкл Стайп исполняет «Nightswimming» под аккомпанемент пианино, за которым сидит Крис Мартин, вокалист группы Coldplay.

Это лучшая песня, когда либо написанная – с этих слов Мартин начал наигрывать инструментальные аккорды.

Настоящих би-сайдов на сегодняшних синглах не будет, исключительно редкие живые записи. К примеру, релиз «Nightswimming» был дополнен тремя акустическими версиями песен с альбома «Out of Time» и одной с «Green», исполненными на радиошоу «Mountain Stage» 28 апреля 1991 года.

Первой песней, что совсем неудивительно, стала прославленная «Losing My Religion». Она вышла на 7-дюймовом издании основным би-сайдом.

Далее: би-сайды CD-версии и 12-дюймового сингла, полностью идентичные друг другу. Начнём с «Belong». Как и «Losing My Religion», она входила на расширенное издание предыдущего сингла – «Everybody Hurts».

Тут и видео имеется, как ни странно.

Ещё две акустические версии выходили только на расширенных изданиях «Nightswimming».

«Low»:

«World Leader Pretend»:

«Nightswimming», наряду с «Radio Free Europe» – одна из двух композиций R.E.M., входящих в обновлённый рейтинг лучших 500 песен всех времён от Rolling Stone. Отдав ей 160-е место, журнал написал следующее:

«Nightswimming» никогда не была хитом, но с годами она по праву заняла своё место, как одна из самых горячо любимых песен рока 90-х».

Мне добавить нечего.

«Find the River»

дата выхода сингла: 29 ноября 1993 года (выпущен только в Европе)

впервые песня исполнена вживую: 15 ноября 1995 года на концерте в городе Орландо (США) в рамках «Monster Tour»

в последний раз песня исполнена вживую: 18 ноября 2008 года на концерте в городе Мехико (Мексика) в рамках «Accelerate Tour»

Стандартное оформление различных изданий сингла.
Стандартное оформление различных изданий сингла.

Финальный сингл с альбома «Automatic for the People» справедливо закрывает и саму пластинку на великолепной ноте.

Me, my thoughts are flower strewn
With ocean storm, bayberry moon
I have got to leave to find my way

Я давеча сказал, что «Find the River» завершает в общем и целом мрачный ретроспективный альбом на хорошей ноте. Но я не уточнил следующее: лирический герой вроде как прощается с жизнью, но передаёт своеобразную эстафетную палочку следующему поколению музыкантов.

С другой стороны давайте лучше думать о том, что жизнь прожита не зря. Поэтому при прослушивании той же «Find the River» меня скорее охватывает здоровый оптимизм на будущее, нежели грустное окончание цикла.

And nothing is going my way

На песню снято абсолютно чудесное видео, включающее в себя исполнение песни самой группой в калифорнийской студии.

«Find the River» не так уж часто исполнялась группой живьём, потому каждое её появление было сродни волшебному событию.

Вот, например, Кёльн, Германия, 2001-й.

К сожалению, прорваться выше 54-й позиции в Великобритании песне не удалось. Но, как и в случае с «Nightswimming», «Find the River» помнят и слушают отнюдь не из-за статуса какого-то там недохита. И это абсолютно справедливо.

Би-сайдов всего два. Первый: живое исполнение группой песни «Everybody Hurts» на церемонии Video Music Awards 2 сентября 1993 года.

Второй: инструментальная версия хита «Orange Crush» с альбома «Green».

Прежде чем завершить наш рассказ, давайте послушаем ещё и рождественский сингл 1993 года.

«1993 Happy Holiday Hoedown Single»

дата выхода сингла: декабрь 1993 года

Обложка сингла.
Обложка сингла.

Снова тираж в 6000 копий. На этот раз обе кавер-версии принадлежат целиком к самому празднику!

«Silver Bells»

Оригинальный исполнитель: Джей Ливингстон и Рэй Эванс

Первая песня прямиком из 1950 года. Впервые её услышали в фильме «The Lemon Drop Kid» с главной звездой Бобом Хоупом.

Если вы, как и я, успели огорчиться тому факту, что на синглах и альбоме «Automatic for the People» Майк Миллз не исполнил ни одной песни сам, то вот вам небольшое утешение – «Silver Bells» в его варианте.

«Christmas Time Is Here»

Оригинальный исполнитель: Винс Гуаральди

Ещё один весьма популярный рождественский стандарт в США. Впервые представлен в 1965 году для шоу «Рождество Чарли Брауна».

Вариация от наших ребят всё так же лампова и передаёт дух праздника.

Спасибо большое вам за уделённое время. Это была очень интересная эра в жизни R.E.M. В следующий раз мы заглянем уже в 1994-й. Четвёрка снова берёт в руки гитары, утяжелит звук и запишет свой противоречивый, но крайне звучный альбом. Нил Янг на фото с группой совсем не случайно, поверьте мне.

Но чтобы почитать об этом как можно скорее, не забудьте поставить лайк этой статье, подписаться на канал, написать комментарий по теме. Вам несложно, а мне поможет поднять настроение.

Также вы можете поддержать канал материально, если есть таковое желание:

https://yoomoney.ru/to/410013170821038

Все остальные материалы про R.E.M. в подборке ниже:

R.E.M.

Напоминаю также о своём Телеграм-канале.