Найти тему
НЕискусство

Русь. 21 век. Сорокин. (18+)

Оглавление
Источник: https://ru-sorokin.livejournal.com/472100.html
Источник: https://ru-sorokin.livejournal.com/472100.html

Еще в начале 20 – ого века индивидуалисты и формалисты спорили о том, что же важнее в литературе - форма или идея. С одной стороны, особый стиль писателя, его язык, его приемы и конструкции — главная составляющая текста. С другой стороны, произведение не может существовать без индивидуальной идеи, цели. Литература — это не только искусство, но и наука — о слиянии формы и содержания. Владимир Сорокин (Русский писатель, сценарист и драматург, художник, представитель концептуализма и соц-арта в русской литературе), родившийся 7 августа 1955 года, сохраняет в произведениях баланс между авторской идеей и формой.

Современный автор пишет повести, новеллы и романы, где затрагивает остросоциальные темы. Чаще всего его работы — это антиутопии, иронические и сатирические размышления о будущем России.

«Да будь я евреем преклонных годов,
И то — nicht zweifelnd und bitter,
Немецкий я б выучил только за то,
Что им разговаривал Гитлер».

Сорокинский стиль необычен. Хотя автор и заявляет, что пишет на исконно русском, кровном языке, архаизмы и уже убитые временем структуры не встречаются у других современных писателей.

Продуманный художественный мир присутствует в каждом произведении. Это не реальная Россия 21 – ого века, это индивидуальное авторское видение будущего страны.

«И слава Богу: мы у себя на родине, чего стесняться».

Самой издаваемой книгой автора стала повесть “День опричника” и за ней же сборник новелл “Сахарный Кремль”, раскрывающий уже прощупанный читателем мир.

«День опричника»

«Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

(А. С. Пушкин).

Книга Сорокина, конечно, мало походит на сказку, хотя змей – горыныч и богатыри в ней всё – таки есть. Тогда почему же критики говорят о повести, как о предсказании, предостережении. Стоит разобраться.

Хронотоп произведения во многом повторяет текст Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Здесь и заполненность действиями, и раскрытие персонажей за короткий срок, и целостный рассказ о художественном мире автора. Всего один день верного слуги Государственного, Комяги, здравого, «старшего» опричника.

« Волокут опричники столбового за ноги от крыльца до ворот в последний путь, Зябель с Креплом за ним метлами след заметают, чтоб следов супротивника Делу Государеву в России не осталось.»

В новой Сорокинской России, точнее Руси, действуют законы, да повадки старого, «Грозного» времени. Это опричнина, православная вера, телесные наказания и единоличная власть государя.

«Мальчиком видал я совсем другую Красную площадь — суровую, строгую, пугающую, с гранитной орясиной, в которой лежал труп учинителя Красной Смуты. А рядом тогда лепилось кладбище приспешников его».

А главное — действие то происходит в 2027 году, поэтому никуда технологический прогресс не делся. Есть «мерины»,«кадиллаки»,«золотые рыбки» (особый дорогой вид наркотика) и переделанные на древнерусский лад телефоны с телевизорами. Конечно, никуда не делся и остальной мир. Русь отгородилась от «Запада гниющего» и от «Америки убогой» «Великой русской стеной». На рынке только русские да Китайские товары, ведь это дружеская страна.

«Стандартный набор продуктового ларька: сигареты «Родина» и папиросы «Россия», водка «Ржаная» «Пшеничная», хлеб черный и белый, конфеты «Мишка косолапый» и «Мишка на Севере»…»

Именно в таком мире живет главный герой повести — опричник Комяга. Он разъезжает на «мерине» по белокаменной Москве и решает государственного значения дела. Опричник трудится на благо российское,

«Тимоха ловко пристегивает голову к бамперу «мерина», метлу — к багажнику».

убирая супротивников Государевых, отдыхает с размахом, любит женщин по должности и с чувством.

Вместе с реалиями 16 века присутствует и словесность того времени. Текст повести похож на былину. Присутствуют архаизмы «челядь», «столбовые бояре», «дьяки».

«Поверх парчовой куртки Федька надевает на меня долгополый, подбитый ватою кафтан черного грубого сукна».

Есть и другие архаизмы «Всевышняго», «щепа», «супротив», которые изменились орфографически с ходом времени. Однако, стилевые особенности текста на этом не заканчиваются. Владимир Сорокин не только внешне, но и внутренне опирается на повесть Солженицына. Тюремная лексика, специфический жаргон, а также назывные опричников говорят о близости двух произведений.

«Комяга», «Батя», «Шелест», «Правда».

Автор играет сюжетом, стилем, отсылками, чтобы донести до читателя главное, предостеречь его. Книга вышла в 2006 году. Время уже не постсоветской, но еще не устоявшейся России. Сорокин предупреждает общество, что сильная власть может стать удавкой, а история повториться.

Финал повести отсылает читателя к последнему лирическому отступлению Н. В. Гоголя в «Мертвых душах». У писателя 19 века «бойкая необгонимая тройка», у Сорокина в «грозной» Руси 21 века - «Конь мой белый, по годи… не убегай… куда ты, родимый… куда, бело гривый… сахарный конь мой…».

Не только конь, сам Кремль сахарный.

“Сахарный Кремль”

Продолжение повести-антиутопии «День опричника» выходит через два года, в 2008 году. Уже через год получает приз зрительских симпатий премии “НОС”. Рассказы отвечают на вопросы, которые могут появиться у искушенного читателя после первой книги. Можно сказать, что они помогают автору полностью погрузиться в мир новой – старой Руси.

О том, что это именно продолжение говорит не только тот же самый художественный мир произведения, но и множество отсылок к событиям «Дня опричника». Задавленных стрельцов видит предсказатель Амоня в новелле «Марфушина радость», к сожженной опричниками усадьбе Ивана Ивановича пробираются «калики перехожие» во втором рассказе сборника, Государыня звонит Комяге, чтобы осуществить его уже давнюю мечту.

«По мере укрепления и расцвета нашего государства, преступников, к сожалению, не становится меньше. Но наоборот. Их становится больше.»

Да и сами рассказы связаны между собой одной очень важной деталью — «сахарный Кремль». Он связывает разных людей и далекие города, как сильная единоличная власть государя, как символ новой России.

Сорокин показывает как на Руси 21-века живут разные сословия. Нищие, бедные, крестьяне, обычные городские жители, заключенные, различные представители открытой и тайной власти, бояре и многие, многие другие, даже тяжелая доля Государыни открывается читателю в рассказе «Сон».

Жизнь обычной московской семьи наполнена своими причудами. Печь и иконы рядом с компьютером и электрической расческой, хлеб и кокаин. Новелла «Марфушина радость» о рождественском дне 12 - ти летней девочки, которая в подарок от государя получает сахарный Кремль. Сладость, что так быстро растворяется в чае и на языке, но так греет душу ребенку и всей семьи, символизирует саму Россию — белую, сладкую, но постепенно тающую.

«Веки смыкая, забирает Марфуша орла двуглавого в рот, кладет на язык, посасывает. Засыпает счастливым сном. И снится ей сахарный Государь на белом коне. »

Тайный совет, упомянутый в «Дне опричника» играет важную роль в безопасности страны. Защищаться нужно как от внешних врагов, так и, главное, от внутренних. «Кочерга» враг народа, но главный помощник следователя, спасает власть от критики и издевок.

«— Внутренние враги России изливают яд свой тайно»

Разделили корову по частям, да и раздали иностранцам. Каждой стране по региону России, как в фильме о Великой Русской стене, упомянутом в повести. Именно это страшное событие является главной нерешенной задачей Тайного совета, кто и зачем.

«Говяжий паштет «Белая Корова». Причем, консервы сии не продавались, а отдавались даром покупателям в знак «благодарности за покупку».

Но не только «Грозное» прошлое и высокотехнологичное будущее смешались в новеллах, воспоминания о «Красное смуте», то есть о СССР, являются частым гостем страниц. Рассказ «Очередь» напоминает больше сцену из советского фильма, чем уже привычную новую Русь. Толпа людей, нехватка товара, случайный разговор, который может быть станет завязкой любовных отношений. Только лексика и православие с упоминанием книг Ивана Грозного возвращают читателя к реалиям художественного мира Сорокина.

«Бьет — значит любит. А потом — он же не дерется, как пьяный, а розгою сечет, как по «Домострою» уложено».

Раскрываются упомянутые раньше «Белая» и «Красная» смуты. Это прошлое сорокиной страны, её путь. Зачем строится Великая Русская Стена и, главное, кто рабочий. Владимир Сорокин не просто продолжает расширять художественный мир, показывая другие города, сословия, автор погружает читателя в Русь в чём – то страшно похожую на его же современность и этим пугающую.

Однако писатель не пытается доказать, что старая – новая Русь — наше страшное будущее. Практически все герои довольны своим положением. Страна развивается, хотя и отгородилась от всего мира, Государь добрый и ласковый. Но все – таки Сорокин дает понять, что не всё так гладко в этом мире. Множественные эротические сцены, внушительная часть которых демонстрирует насилие, описаны грязными, вызывающими отвращение к процессу. Наркотики присутствуют в книгах как совершенно обычное явление. Люди относятся к насилию как к должному и правильному, а публичные казни норма.

«— Что с Россией будет?
Молчит, смотрит внимательно. Жду с трепетом.
— Будет ничего».

Так что же ждет Россию, которая защитилась от внешних врагов Стеной, а от внутренних палачами. Что же будет с Русью, живущей православно, по домострою. Что же будет со страной, где единоличная власть Государя с похотливой женой. Может быть ничего не будет и она продолжит развиваться и сильнеть. А может она растает, как Сахарный Кремль растворится в кружке чая или котле нищих, и уже ничего не будет.