Найти в Дзене
История Философии

"Человек есть мера всех вещей" - раскрываем секрет софизмов Протагора

Одним из инициаторов софистического движения и основателей софистики как направления в философии был великий мастер полемики и смелый вольнодумец Протагор (ок. 480–410 до н. э.). Согласно Платону, он обладал сильным обаянием, умно говорил и внушал окружающим уважение к себе.

Успех Протагора

Протагор был уроженцем города Абдеры, где однажды его увидел Демокрит. Авл Геллий в «Аттических ночах» писал, что Протагор в молодости занимался переноской тяжестей за деньги. Демокрит встретил его со связкой дров. Удивившись тому, как рационально были уложены дрова в вязанки, он взял Протагора в ученики. В течение 40 лет Протагор вел жизнь странствующего учителя философии, разъезжая по всем греческим городам Европы и Азии. Платон отмечал, что Протагор столь преуспел в искусстве красноречия, что зарабатывал даже больше, чем великий скульптор Фидий. Предполагают, что часть средств он потратил на благородные деяния и, возможно, построил собственную школу. Протагор неоднократно посещал Афины, где подружился с Периклом, который доверил ему разработать устав для греческой колонии Фурии в Южной Италии. В правление Совета четырехсот в 411 г. до н. э. Протагор был привлечен к суду за трактат «О богах». Он был обвинен в нечестии. Его приговорили к смертной казни, а его сочинения – к сожжению. Только бегство из Афин спасло Протагора от гибели.

Софизм Протагора

-2

Базовое положение Протагора аксиоматично: "Человек есть мера всех вещей: существующих в том, что они существуют, и несуществующих в том, что они не существуют" (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую "норму суждения", в то время как под вещами — факты и опыт в целом. этим принципом Протагор отверг абсолютный критерий отличия бытия от небытия, истины от лжи. Критерий — это только человек как индивид: "Какими отдельные вещи предстают предо мной — таковы они есть для меня, какими пред тобой — таковы они для тебя". Ветер, что дует, к примеру, теплый или холодный? Ответ в духе Протагора должен быть таким: "Кому холодно, он холодный, кому жарко — теплый". А если так, то ни одно, ни другое не ложно, все истинно или по- своему верно. Этот принцип человека-меры углубляется в сочинении "Антологии", где показано, что "вокруг любой вещи есть два аргумента, противоречащих один другому", что можно приводить доказательства и последовательно их аннулировать, значит, "речь идет о том, чтобы научить критике и умению обсуждать, вести спор, организовать турнир доводов против доводов". Ссылаются часто на то, что Протагор учил, как можно "аргументом более слабым побить более сильный". Но это не означает, что цель состояла в том, чтобы подмять справедливость и правоту беззаконием и неправотой. Он демонстрировал, как технически и методологически грамотно можно усилить позиции и добиться победы, пользуясь изначально слабым аргументом. Мастерство, которое преподавал Протагор, заключалось именно в этом умении придать вес и значение любой точке зрения, как и ей противостоящей. А успех объясняется тем фактом, что его ученики, натренированные в этой способности, осваивали все новые возможности в общественных собраниях, судах, на трибуне и в политической жизни вообще.

Протагор не видит никакой разницы между релятивизмом и прагматизмом по той причине, что польза на уровне эмпирическом выступает всегда только в контексте корреляций, что делает невозможным определить полезность иначе как через субъект, на который указывают как на полезный, через цель, для которой это полезно, обстоятельства, в коих это полезно, и т. п. Полезность, стало быть, по Протагору, понятие относительное; впрочем, философ не чувствовал ограниченности своего понимания вреда или пользы того или иного феномена этико-политической реальности и умения убедить в том других. Как на основании всего этого софист признает полезным нечто, — об этом мы ничего не находим у Протагора. Для ответа на этот вопрос необходимо было углубиться в сущность человека через определение его природы.

Понравилась статья? Подпишись и поставь лайк! А пока статьи в процессе создания, могу посоветовать прочесть статьи о апориях Зенона или о секте Пифагора.