Найти тему

Священномученик Иувеналий (Масловский): служение на Тульской кафедре

Епископ Тульский Иувеналий (Масловский) родился в 1878 г. в городе Ливны Орловской губернии в дворянской семье. После окончания гимназии он поступил на обучение в Казанскую Духовную Академию. Под влиянием духовной атмосферы, существовавшей в Казанской Академии, на 2 курсе будущий владыка Иувеналий принял монашество. После окончания Академии он был определен на службу в Урмийскую Духовную Миссию в Персии [1].Служба там продолжалась полгода, затем отец Иувеналий вернулся в Россию и стал преподавателем Псковской духовной семинарии. В 1906 г. он был возведен в сан игумена и назначен настоятелем Спасо-Елеазарова Великопустынского мужского монастыря недалеко от Пскова [2]. В 1910 г. он был возведен в сан архимандрита и принял настоятельство в Юрьевом монастыре Великого Новгорода. В 1914 г. архимандрит Иувеналий был призван на архиерейское служение. Рукоположение состоялось в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры в Петрограде, возглавил хиротонию митрополит Петроградский Владимир (Богоявленский) [3], архимандрит Иувеналий был хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. С 1917 по 1923 г. жизнь владыки Иувеналия была связана с Тулой, где он был сначала викарным епископом, а затем правящим архиереем Тульской епархии [4]. 22 июля 1917 г. в здании Дворянского собрания открылся новый съезд тульского духовенства и мирян, в качестве главного пункта своей повестки имевший избрание нового правящего архиерея. На съезде было проведено предварительное голосование по избранию кандидатов на архиерейскую кафедру, а также в члены Всероссийского Поместного Собора. 23 июля, после Божественной литургии и молебна Спасителю и Божией Матери, совершенных в Успенском кафедральном соборе, состоялись выборы правящего архиерея. В результате тайного голосования епископ Каширский Иувеналий получил 417 избирательных голосов, протоиерей Владимир Введенский – 29, архимандрит Илларион (Троицкий), инспектор МДА – 17, архиепископ Волынский и Житомирский Евлогий (Георгиевский) – 11, архиепископ Парфений (Левицкий) – 4, епископ Серпуховский Арсений (Жадановский), викарий Московской епархии – 2, архиепископ Алеутский и Североамериканский Евдоким (Мещерский) – 1, епископ Палладий (Добронравов) – 1 [5]. Таким образом, епархиальным архиереем большинством голосов был избран епископ Иувеналий [6], временно управлявший Тульской епархией после ухода на покой архиепископа Парфения, избежав, таким образом, судьбы митрополита Московского Макария (Невского) и митрополита Харьковского Антония (Храповицкого), не избранных своими епархиальными съездами на кафедру. На основании проведенного голосования был составлен акт, врученный старейшему из служащих епископов. После обсуждения акта в алтаре он был подписан епископами и оглашен секретарем перед всеми присутствующими в храме. Епископ Калужский и Боровский Феофан провозгласил, а клир и миряне троекратно повторили избранному кандидату: «Axioz!» («Достоин!» - греч.), была провозглашена благодарственная песнь «Тебе Бога хвалим!». Преосвященный Иувеналий обратился к избравшей его пастве с первым словом в сане правящего архиерея: «С глубоким смирением, ясно сознавая все немощи свои и тяготу святительского служения, принимаю избрание ваше, твердо надеясь на то, что руководимы вы были волею Божиею, и вместе с тем прошу ваших молитв пред Богом о поддержке меня на трудном и ответственном пути» [7].

Годы его управления епархией пришлись на послереволюционное лихолетье, однако было в это время место и явному чуду.

18 апреля 1922 г. на колокольне Казанского собора, позднее снесенного, в Туле чудесным образом явилась икона Божией Матери. К храму началось паломничество со всего города [8].

На протяжении дня перед иконой совершались непрерывные молебны, огромный собор не вмещал всех молящихся, и даже площадь перед ним была заполнена народом. Массовое собрание людей не могло обойтись без обсуждения наиболее сложных вопросов церковной жизни. Люди возмущались изъятием церковных ценностей. Власти не сочли возможным закрыть на это глаза. Икона была изъята, народ разогнан. Спустя год нахождения в заключении, владыка Иувеналий вместе с протоиереем В.Я. Успенским и старостой Ф.А. Сентеревым был осужден за отправление молебна перед иконой Божией Матери, обретенной на колокольне Казанского храма. Вследствие отказа от передачи церковных ценностей местным властям, совет храма приговорили к трём годам лишения свободы. По данному делу были арестованы свыше 50 человек, а также весь клир собора, вплоть до сторожа. Всем священно- и церковнослужителям дали различные сроки от условного до 10 лет (впоследствии, в 1937 г. все они были расстреляны). Вместе с клиром собора был арестован и осужден на 10 лет епископ Иувеналий [9].

Арест епископа Тульского Иувеналия (Масловского) в 1922 г. по делу о явлении иконы на колокольне Казанского собора был избран обновленцами для захвата власти в епархии. В Туле образовалась «прогрессивная группа» духовенства, в состав которой вошли: епископ Епифанский Виталий (Введенский), протоиереи П.А. Невский, Н.И. Музалевский, А.В. Соколов, В.А. Вьюков, священники – А.К. Нежданов и В.Н. Головин, а также некоторые члены бывшего епархиального совета, которые вступили в контакт с так называемым Высшим Церковным Управлением. Обновленческий священник В.Н. Головин в качестве причины этой перемены назвал политику Патриарха Тихона и правящих епископов, послужившей причиной кровавых эксцессов, которая в свою очередь послужила толчком к объединению тульского духовенства в названную выше «прогрессивную группу» [10].

В первых числах июня 1922 г. временно управляющим Тульской епархией, епископом Белевским Игнатием (Садковским) вместе с организованным им епархиальным советом в составе следующих лиц – епископа Виталия (Введенского), протоиереев – П.А. Невского, Н.И. Музалевского, А.В. Соколова, М.П. Знаменского, священников – В.Н. Головина, А.К. Нежданова, - было направлено в Москву в ВЦУ приветствие с молитвенным пожеланием успеха в предстоящей работе [10]. Находясь в местах предварительного заключения, епископ Иувеналий (Масловский) 25 июня 1922 г. направил в Тульское епархиальное управление письмо: «Узнав сегодня из местной газеты о чрезвычайных событиях, происшедших в жизни Российской Церкви, а также в нашей Тульской…я с особенной радостью приветствую новое церковное движение, всецело подчиняюсь новому Высшему Церковному Управлению, коему патриархом переданы все полномочия высшей церковной власти» [11]. Далее епископ Иувеналий заявляет о своем признании Тульского Епархиального Управления, призывает паству к послушанию новому составу Управления, а также предлагает дождаться нового Поместного Собора, который разрешит, по его мнению, все назревшие вопросы церковной жизни. Следует отметить, что письмо было написано из заключения, и, по всей видимости, носило вынужденный характер, подобно письмам из заключения Святейшего Патриарха Тихона. Также важным выглядит и тот факт, что владыка Иувеналий считает, что ВЦУ получило власть легитимным путем из рук Патриарха. Это свидетельствует о неосведомленности епископа Тульского о церковной жизни в Москве и проблемах, связанных с осуществлением высшей церковной власти. Через несколько дней, 12 июля, владыка Иувеналий подал прошение об уходе на покой: «Душевные потрясения, пережитые мною за последнее время, а также крайнее переутомление побуждают меня уйти на покой. Посему покорнейше прошу Тульское Епархиальное Управление довести о сем до сведения Высшего Церковного Управления и просить его от моего имени уволить меня от управления Тульской Епархией на покой…» [12]. Всего четыре дня прошло между двумя документами владыки Иувеналия, но насколько разный тон у этих двух документов. Видимо, это объясняется тем, что владыка, в первую очередь, стремился обеспечить себе свободу. Второй же был продиктован, по всей видимости, полным отсутствием желания подчиняться обновленческому ВЦУ и не быть обязанным перед ним. ВЦУ уволило владыку Иувеналия от управления Тульской епархией на пребывание в Оптину пустынь согласно его прошению.

Дальнейшая судьба владыки Иувеналия сложилась достаточно трагично. 17 октября 1923 г. Указом Священного Синода епископ Иувеналий возводится в сан архиепископа Курского. К этому времени в Курске закрыли все двенадцать домовых храмов, а остальные обратили в места увеселений и надругательств. В своем епархиальном городе он был арестован в 1925 г., приговорен к 3 годам заключения. Срок он отбывал в Соловецком лагере особого назначения, где принял участие в составлении знаменитого «Соловецкого послания» (обращения к правительству СССР православных епископов, находящихся в заключении). После освобождения владыка Иувеналий был назначен архиепископом Рязанским. Расстрелян в 1937 г. по обвинению в контрреволюционно-монархическом заговоре [13].

Примечания

1. Соловецкий святой XX века. Новомученики, священноисповедники, преподобномученики, преподобноисповедники и мученики Соловков. Святые Соловецкого архипелага. Поименный собор Соловецких новомучеников XX века // URL: http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_07.php. Дата обращения 17.10.2019.

2. Псковские епархиальные ведомости. – 16-31 октября 1906. - № 20. Часть неофициальная. – С.506-507

3. ТЕВ. – 15-22 августа 1914. - № 31-32. Часть официальная. – С.338.

4. ТЕВ. – 1 октября 1914. - № 37. Часть неофициальная. – С.538

5. ГУ ГАТО. Ф.3. Оп.8. Д. 4210. Л. 2-3.

6. ТЕВ. – 1-15 августа 1917 г. – С.10-14 .

7. ТЕВ. – 1917. - №29-30. – С. 379

8. Соловецкий святой XX века. Новомученики, священноисповедники, преподобномученики, преподобноисповедники и мученики Соловков. Святые Соловецкого архипелага. Поименный собор Соловецких новомучеников XXвека // URL: http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_07.php. Дата обращения 17.10.2019

9. Брылев П., свящ. История Тульской епархии. Новейший период. Библиотека МДА. Машинопись. – Сергиев Посад. 1998. – С.49

10. Брылев П., свящ. История Тульской епархии. Новейший период. Библиотека МДА. Машинопись. – Сергиев Посад, 1998. – С. 52

11. Отношение к церковно-обновленческому движению Тульских преосвященных // Тульский церковный вестник (ТЦВ). – 1922. - №1. – С.11.

12. В Николо-Часовню (заявление епископа Иувеналия (Масловского))//ТЦВ. – 1922.- №1. – С.12

13. В Тульское епархиальное управление (прошение епископа Иувеналия (Масловского) об увольнении на покой) // ТЦВ. – 1922. - №1. – С.13.

14. Соловецкий святой XX века. Новомученики, священноисповедники, преподобномученики, преподобноисповедники и мученики Соловков// Святые Соловецкого архипелага. Поименный собор Соловецких новомучеников XX века [эл. ресурс] URL: http://www.solovki.ca/new_saints_12/12_07.php. Дата обращения 17.10.2019