Премьер-министру Великобритании индийского происхождения Риши Сунаку прочат укрепление отношений с бывшей "жемчужиной Британской короны"? Есть ли у Индии повод радоваться новому назначению в своей бывшей метрополии.
Остроты этим вопросам добавляет то, что Сунак занял высокий пост, когда между Лондоном и Нью-Дели зависли нерешённые проблемы, главная из которых – соглашение о свободной торговле, которого с нетерпением ждут в Индии. Две страны планировали подписать его ещё в этом октябре, но по разным причинам не смогли этого осуществить.
Конечно, сам факт того, что правительство крупнейшей в своё время колониальной державы возглавил человек, чьи предки вышли из главной колонии Британской империи, был воспринят здесь если не как индийский реванш за два века колониального господства, то как ощутимая "пощёчина расизму и колониализму".
«МАСТЕРСКОЙ МИРА» МОГЛА СТАТЬ И ИНДИЯ
До промышленной революции, принесшей Великобритании славу "мастерской мира", на этот высокий титул могла с полным правом претендовать Индия. По крайней мере, на полуострове Индостан создавалось не менее трети глобального объема тканей, в том числе прославленные на мировом рынке кашемир, муслин, миткаль, икат и т.д.
Пока индийская продукция котировалась выше европейских аналогов, западные государи защищали ткацкие производства своих стран высокими пошлинами. Однако, когда Англия, говоря словами британского экономиста Эрика Хобсбаума, "вывезла из индийских колоний свой первоначальный капитал", совершила модернизацию промышленности и наладила высокопроизводительное машинное ткачество, весы конкурентного преимущества склонились в её сторону.
В таких обстоятельствах британские колонизаторы запретили индусам защищать пошлинами внутренний рынок, из‑за чего грандиозную текстильную отрасль в Индии постигло разорение. Десятки миллионов людей, жизнь которых была связана с выращиванием хлопчатника, прядением хлопковой нити и ткацким делом, остались без работы и средств к существованию. Итог такой политики подводит знаменитая фраза лорда Бентинка, известная каждому советскому школьнику благодаря её цитированию в работах Маркса: "Равнины Индии белеют костями хлопкоткачей"…
В целом британскую политику в отношении Индии можно назвать самым масштабным геноцидом в истории. Учитывая, что доля индийского субконтинента в населении Земли, стабильная на протяжении полутора тысяч предшествующих лет, при владычестве англичан снизилась приблизительно вдвое, оценка общих демографических потерь от колонизации может достичь 300 миллионов человек.
ЭТО ВСЕГО ЛИШЬ ИЗДЕРЖКИ КОЛОНИАЛИЗМА
Известно, что англичане пользовались вопиющими преимуществами перед индусами.
Так, если душевой доход среднего англичанина с 1700 по 1947 год вырос примерно в шесть раз, то душевой доход среднестатистического индуса за это время прибавил немногим более 10%, а на протяжении многих десятилетий снижался абсолютно, словно весь бурный прогресс XVIII– XX веков обошёл колониальную Индию стороной. При этом разница в уровне жизни между метрополией и "жемчужиной Британской короны", ничтожная до начала колониальной эпохи, стала почти десятикратной.
Важно заметить, что десятипроцентный прирост среднедушевого индийского ВВП по сравнению с семнадцатым веком мог быть достигнут исключительно за счёт появления новых, дорогих в ценовом измерении товаров - например, паровозов, судов, бытовой техники и так далее, а фактический уровень потребления базовых продуктов питания на этом фоне мог даже сократиться. При таком неравенстве, когда метрополия процветала, а жители Индии прозябали на голодном пайке, наблюдалось ожидаемое генетическое замещение: темпы роста населения Великобритании в 1700–1947 годах втрое превышали индийские, а если учесть масштабы миграции англосаксов, заселявших в это время Северную Америку и Австралию, можно смело вести речь о десятикратном превосходстве. Показательно, что сразу после получения независимости население Индии в первые же двадцать пять лет выросло на столько же, на сколько прибавилось за долгие два с половиной века британского владычества.
РАДОСТЬ УЖЕ СМЕНИЛАСЬ РАЗОЧАРОВАНИЕМ
Первой реакцией на новости об избрании Риши Сунака у индийцев вызвал всеобщий восторг. Политики, селебрити, крупные бизнесмены страны наперебой поздравляли Сунака, Индию и друг друга с исторической победой. Не обошлось и без уколов в адрес бывшей метрополии.
Например, миллиардер и глава "Махиндра груп" Ананд Махиндра напомнил в Twitter, что Уинстон Черчилль якобы говорил перед получением Индией независимости в 1947 году, что "все индийские политики будут мелкого пошиба соломенными фигурами". "Сегодня, на 75-м году нашей независимости, мы видим человека индийского происхождения, провозглашенного премьер-министром Великобритании. Жизнь прекрасна!" — написал магнат. Мол, вот вам, мистер Черчилль.
Не отставали и звёзды Болливуда, которые всегда активно комментируют политические новости. "Теперь у Великобритании наконец-то есть новый вице-король в качестве премьер-министра от [нашей] родной страны", — написал знаменитый актёр Амитабх Баччан, напомнив, как британцы в своё время назначали своих вице-королей править Индией.
Впрочем, некоторые самые первые шаги "сына Индии" на посту главы британского кабинета заставили восторги несколько поутихнуть. И главным разочарованием стало повторное назначение на пост министра внутренних дел Великобритании Суэллы Браверман — сразу после встречи нового премьера с Карлом III в Букингемском дворце. Дело в том, что эта дама, будучи главой МВД, позволяла себе пренебрежительные замечания по поводу миграции из Индии.
Источник: ТАСС, завтра