Всем привет! Сегодня у нас тема - чем заменить привычную цепь?
Зачем? Но стремления к совершенству еще никто не отменял. Прогресс не стоит на месте, и появляются новые варианты трансмиссии велосипеда.
Зачем изобретать велосипед
И правда, зачем? Ведь цепь доказала свою жизненность, став основным видом трансмиссии велотранспорта.
За ее технологической монополией стоят неоспоримые преимущества:
- Ценовая доступность для производителя и пользователя;
- Высокий КПД и способность держать предельные нагрузки;
- Возможность использовать цепь с несколькими звездами
Недостатки в виде растягивания и износа тоже есть, но все же преимущества пока перевешивают. Но это не значит, что энтузиасты и рационализаторы стоят на месте. Ниже мы рассмотрим пять рабочих альтернатив “старушке” цепи.
1. Ременный привод
Самое простое решение, что приходит на ум - заменить цепь на ремень. Карбоновые материалы позволяют приблизить характеристики ремня к прочности стали, но при этом надо помнить, что ремень - это замкнутая система. Для полноценной работы такой трансмиссии рама должна иметь элемент размыкания в заднем треугольнике.
Если речь идет о спортивном байке, то тут установка пойдет лишь в ключе планетарных втулок с внутренним переключением передач, что с учетом стремления к легкости всей конструкции трансмиссии сводит на нет преимущества более легкого по весу карбона.
Преимущества ременного привода:
- отсутствие ржавчины и необходимости смазывать конструкцию;
- меньшая шумность и большая долговечность.
2. Вальный привод
Вальный привод (shaft drive) — крутящий момент от педалей передает вал. Да, закрытая и надежная трансмиссия без открытых элементов.
Но тут коварная физика сжирает КПД при наличии двух конических передач при смене направления крутящего момента. Не в пользу вала говорит и вес решения. Также сказывается на цене вопроса и дорогая планетарная втулка. Ждем более дешевых композитов, и тогда все получится!
3. Гидравлическая трансмиссия
Крутящий момент передает насос и рабочая жидкость. Гидравлика, как технический принцип не нова. Есть и плюсы:
- Высокий передаваемый момент;
- Бесшумность;
- Замкнутая система, не нужен уход
Но очевидные недостатки все же перевешивают:
- Низкий КПД;
- Большая масса конструкции;
- Сложность конструкции;
- Риск разрыва гидравлической магистрали.
Дорого, непрактично, неэффективно. Но как экзотика, почему и бы и да.
4. Трансмиссия DrivEn
Детище компании CeramicSpeed первые поразило мир в 2018 году и шло под лозунгом, что трансмиссия DrivEn достигла КПД системы до 99%!
По словам разработчиков, подшипник из керамики, вал из карбона и электронная КПП делают эту задачу выполнимой. Но как насчет пыли и грязи?
Любопытно, что за переключение передач отвечает электромеханический актуатор с пультом управления на руле велосипеда.
5. Электропривод
Как таковой трансмиссии нет. Ведь мотор-колесо прямого привода сразу переводит электрическую энергию во вращение колеса. Байк в режиме электроскутера обходится без трансмиссии.
Что в итоге?
В настоящее время все эти решения слишком сложны и дороги для реализации. Но в связи с внедрением и распространением в байках электромоторов для ассистирования педалированию намечаются следующие перспективы:
- Перенос моторов в центральную часть велосипеда;
- Уменьшение массы мотора;
- Переход на новые типы АКБ.
А цепь, как трансмиссия просто перейдет на новый технологический виток, будучи изготовленной из более современных и износостойких материалов.
Желаем фанатам электрического транспорта высоких скоростей и безопасной дороги!
#Росмолодежь, #РосмолодежьГранты