Найти в Дзене

Где появился первый электрический трамвай в России?

Оглавление

До недавнего времени я бы уверенно ответила: "Конечно, в Москве! Или в Санкт-Петербурге." И ошиблась бы.

Если говорить о Российской империи, то первый электрический трамвай появился в Киеве 1 июня 1892 года. В столицах империи в то время ещё вовсю эксплуатировались конки. После Киева зазвенели трамваи на улицах Львова (1894) и Калининграда (1895). Прошу прощения, да, конечно, тогда ещё - прусского Кёнигсберга.

Но это ведь были другие государства...

А именно в России первый электрический трамвай, так уж вышло, появился в Нижнем Новгороде.

Нижний Новгород - первый город России, где был запущен электрический трамвай

Первый трамвай прошёл по маршруту 20 мая 1896 года. Запуск трамвая приурочили к дням Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде, которую посещал и император Николай II.

XVI Всероссийская промышленно-художественная выставка, проходящая с 28 мая по 30 сентября 1896 года, была грандиозным событием! Причём не всероссийского, а всемирного значения. Её посетили более миллиона человек. Было очень много иностранцев. А по площади выставочные территории превзошли Всемирную Парижскую выставку 1889 года.

Но вернёмся к трамваю.

Трамвайные вагоны

Вагоны "Эрликон" закупили в Бельгии, у фирмы "Фон Гартман и Компания". Эта же компания руководила прокладкой путей.

Вагончики были простецкие, с открытыми передней и задней площадками. Кабины у водителя как таковой не было: он просто стоял в передней части вагона, где располагались органы управления: контроллер, тормоза и механизм песочницы с ручными приводами.

Историческое фото вагона "Эрликон". Такие трамваи впервые поехали по Нижнему Новгороду в 1896 году. Фото из открытых источников.
Историческое фото вагона "Эрликон". Такие трамваи впервые поехали по Нижнему Новгороду в 1896 году. Фото из открытых источников.

Когда трамвай доезжал до конечной точки маршрута, вагоновожатый переходил на заднюю площадку, где тоже были органы управления, и вёл машину в обратном направлении.

Кстати, электрический тормоз у "Эрликона" тоже имелся. Но в Нижнем Новгороде вагоновожатые им пользовались редко, только при экстренном торможении. Было у первых трамваев и освещение: внутреннее и наружное.

Скорость трамвая была примерно 20 км/ч. И это считалось очень приличным!

Работа у вагоновожатого была не сахар: весь день на ногах, в любую погоду, в дождь и ветер. А лобового стекла не было...

Вагоны "Эрликон" были двухосными, рассчитанными на колею шириной 1 метр. "Салон" от площадки вагоновожатого отделяла фанерная переборка с дверями посередине - для входа и выхода пассажиров.

В салоне скамьи располагались вдоль стен, как сегодня в метро.

Маршрут первого трамвая

Первая линия была проложена по району Канавино, от Главного входа на территорию выставки (сегодня - парк 1 Мая), мимо вокзала, до Плашкоутного моста (на его месте сегодня Канавинский мост). Протяжённость маршрута - примерно 4 километра.

Историческое фото Плашкоутного моста. Возможно, сделано как раз в дни Всероссийской выставки 1896 года. Фото из открытых источников.
Историческое фото Плашкоутного моста. Возможно, сделано как раз в дни Всероссийской выставки 1896 года. Фото из открытых источников.

В дни выставки и пару месяцев после неё нижегородцы катались на трамваях больше для развлечения. А потом поняли, что трамвай позволяет здорово экономить время и силы. и стали рассматривать его уже не как развлечение, а как транспортное средство.

Со временем сеть трамвайных путей была расширена, и небольшие вагончики побежали по всему городу.

Поскольку в Нижнем Новгороде перепад высот большой, то слабосильные первые трамваи не могли одолеть подъёмы. Поэтому были проложены отдельно верхние и нижние маршруты. А соединялись они фуникулёрами: Похвалинским и Кремлёвским.

"Эрликоны" катались по улицам Нижнего Новгорода до конца двадцатых годов XX века. А позже их начали вытеснять моторные вагоны (серия Х). Их с 1926 года начали выпускать уже советские предприятия - Усть-Катавинский и Мытищинский заводы.

До наших дней в Нижнем Новгороде ни один "Эрликон" не дожил. Когда пришло время, их просто отправили на слом, не думая о музейной ценности этих вагонов в будущем.

Сегодня можно увидеть в Нижегородском музее электротранспорта реплику "Эрликона". Но от настоящего "Эрликона" в ней - только название. Основа экспоната - ходовая часть - от трамвая типа "БФ". А корпус воссоздан по фотографиям дореволюционных трамваев.

Что интересно, конка в Нижнем Новгороде тоже была. И появилась намного позже электрических трамваев - только в 1908 году. Но просуществовала недолго и имела всего один пассажирский маршрут. электрический транспорт всё же вытеснил лошадок.

Трамвайчик на Большой Покровской

В память о первом в России электротрамвае на пешеходной Большой Покровской улице в Нижнем Новгороде проложен кусочек замощённой узкоколейки. Его устроили в 2018 году, когда город обихаживали перед Чемпионатом мира по футболу.

Памятная табличка на восстановленной трамвайной узкоколейке в Нижнем Новгороде. Фото автора. 2022 год.
Памятная табличка на восстановленной трамвайной узкоколейке в Нижнем Новгороде. Фото автора. 2022 год.

А в 2021 году на рельсы установили памятник первому нижегородскому трамвайчику. Он золотистого цвета и весь украшен лампочками. Но почему-то в конце июня нынешнего года я его ни разу не видела светящимся, хотя несколько раз проходило мимо него вечером.

Памятник первому электрическому российскому трамваю в Нижнем Новгороде. Фото автора.  2022 год.
Памятник первому электрическому российскому трамваю в Нижнем Новгороде. Фото автора. 2022 год.

В трамвайчик можно залезать, ходить по нему, фотографироваться внутри и на фоне, что с удовольствием делают и дети, и взрослые.

А как же столицы?

В Москве электрический трамвай появился в 1899 году.

В Санкт-Петербурге - только в 1907 году. Почему так поздно? Ведь рельсы для "ледового трамвая" прокладывали по Неве, начиная с 1894 года? Значит, чисто технически, примерно в эти же годы можно было бы запустить и "круглогодичный" трамвай. Оказывается, у такого "запоздания" коммерческие причины. Это тоже интересная история. И об этом я тоже расскажу.

Если ещё не подписаны на "Деревенскую Путешественницу" - можете сделать это по активной ссылке.

Здоровья всем!