В своей работе «Человек по имени Моисей и монотеистическая религия» (М. Наука 1993)
Зигмунд Фрейд (с.9), реконструируя происхождение Моисея, пишет, что "две семьи в мифе, и знатная (вариант - король и королева - А.Бы., там же) и простая являются двумя отражениями своей собственной семьи, как она представляется ребёнку в последующей период жизни". Различаются они могуществом с точки зрения ребёнка: раньше - могущественнее.
Ничто не принуждает нас к тому, чтобы остановиться только на двух возрастах ребёнка (и, соответственно, двух уровнях могущества семьи с точки зрения ребёнка) и чтобы не спросить, какую же реальность отражает образ Бога? Выходит, что более могущественную, чем король и королева - то есть ещё более раннюю - и однополую. Короче говоря, мать ребёнка в том возрасте, когда отец ещё не воспринимается значимым для ребёнка: то есть от ноля до примерно двух лет.
Из этого простого соображения становится понятным почитание Богоматери едва ли не более, чем Богосына Христа у итальянцев и поляков, двух многочисленных католических народов. Обращение к Богоматери суть обращение к архетипу - отражению Всемогущей, Вседоброй и Всезнающей. И не случайно её изображают с младенцем, а не, предположим, с подростком.
Из того же простого соображения можно вывести, что номинальное христианское почитание Отца и Сына и Святаго Духа, по-видимому, отражает период могущества Отца ребёнка в возрасте после двух лет, "ходящего на работу", редко по сравнению с матерью появляющемуся рядом, непознаваемому в отличие от уже знакомой, безусловно любящей и в некоторой степени уже управляемой матери, Отца, условно любящего, которому можно приписывать большее могущество. Политеистические религии, вытекает из этого же соображения, свойственны обществам, где ребёнок в том же возрасте двух лет погружается не в моногамную семью с могущественным Отцом, а в могущество общины, семейного клана, двора; причём община, по-видимому, не увязывает факт рождения и факт зачатия ребёнка конкретным отцом.
Евангелие от Иоанна начинается со слов "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога...". То есть началом понимается как раз этот же возраст около двух лет, когда ребёнок начинает обращаться со словом. Возможно здесь, в переводе Евангелия, следует принимать другое значение слова "слово" - глагол. Поскольку слова-существительные - более ранние в речи ребёнка - не отделяются им и ранними доглагольными обществами от обозначаемых предметов - в отличие от глаголов, не имеющих предметного соответствия в реальности.
Как раз в этом возрасте ребёнок начинает осознавать себя отдельно от матери и упражняться в тотальном "нет", известный период первичного упрямства (вторичное - с началом пубертата). Бог-Отец в христианстве появляется вместе с Богом-Сыном, то есть из того же соображения апелляции к отражению могущественного, приходится вывести, что Бог-Сын отражает осознание могущества самим человеком, могущества своего "Я" в возрасте около двух лет, и это осознание могущества уже диссоциировано с человеком.
Кроме верующих в Бога матриархального - отражающего могущественное для ребёнка в возрасте до двух лет, патриархального - после двух, монотеистичного или политеистичного, всем нам знакомы люди верующие в короля и королеву или в Всеведающих, Всемогущих, Вседобрых дворян разной степени могущества. Король и королева отражают родителей более позднего возраста, от которого у ребёнка уже остаются воспоминания, то есть с трёх-четырёх лет, но он ещё не вышел из круга родительского всемогущества в круг могущества нескольких дворян с несовпадающими целями, в современных понятиях - школу или детский сад.
Из того же фрейдистского соображения можно предположить, что человек выбирает верование в зависимости от наиболее комфортного возраста, когда ему было лучше всего. То есть те, кому было комфортнее всего в эти два возраста склонны, соответственно, к монархизму или вере в вождя (король и королева) и склонны к патернализму (просто знатные родители). Можно предположить, что разделение на гвельфов и гибеллинов (сторонников римского папы и императора Священной Римской империи) или католиков и протестантов определялось как раз комфортным возрастом.
По этой же причине атеисты вырастают из тех, кому подростковый самостоятельный возраст комфортнее детского.
Молитва есть введение себя человеком в детское ресурсное состояние ребёнка, которому покровительствует взрослый соответствующего возраста.
Изложенное ассоциируется с Бёрновским понятием Ребёнка, чья структура у Бёрна расписывается подробнее. Естественно возникает вопрос о Бёрновских понятиях Родителя и Взрослого, который я пока оставлю открытым.
Вопрос о том, что отражает понятие дьявола, я тоже отложу.
Рискну предположить, что Фрейд, написавший "Человека по имени Моисей ..." в последний год своей жизни, когда уже нельзя было больше затягивать публикацию на столь трепетную для него тему, тоже подошёл к изложенному выше пониманию Бога. Но изложить - не успел.
То же самое, но КРАТКО.
Ребёнок стал взрослым, поменялась анатомия и психология, а воспоминания о матери - вседоброй, всеведающей, всемогущей - остались записанными в понятиях ребёнка и не совпадают с восприятием своей матери уже взрослым человеком. Поэтому оставшийся образ со всеми его вседобротой, всеведением, всемогуществом именуется богоматерью.
По этой же причине же самые ранние воспоминания человека относятся к двум годам, редко - к годичному возрасту: взрослый "не понимает" младенческих воспоминаний, хотя они влияют на жизнь взрослого очень и очень - можно прочитать по этому поводу хотя бы М.М.Зощенко "Перед восходом солнца".
Про бога-отца - то же самое, что и про богоматерь, но его образ - более реалистичен, поскольку у взрослого остаётся больше понятий от ребёнка от двух до четырёх лет, чем от него же до двух лет.
Бог - это образ матери (отца) сформировавшийся у ребёнка в доступной взрослому (=подросшему ребёнку) форме.
((с) 2003, 2005)
#иерархология #пси #Бог #Фрейд Зигмунд
Также:
Бог с фрейдистской точки зрения - 2 и
Бог с фрейдистской точки зрения - 3