Найти в Дзене
Библиотека №83

Никколо Паганини: Волшебник из Генуи

Несколько раз в месяц в библиотеке 83 проходят Заседания литературной гостиной, где мы с читателями обсуждаем жизнь и творчество великих людей. В прошедшую субботу наша встреча была посвящена итальянскому композитору Никколо Паганини.

Его образ всегда был окутан тайной. Некоторые верили, что струны скрипки Паганини сделаны из внутренностей женщины, которую он жестоко убил, а навык игры он отточил, сидя в тюрьме. Современники, слышавшие игру Никколо, не могли поверить в реальность его мастерства, поэтому постоянно приписывали музыканту связь с потусторонним миром. Одни рассказывали, что Паганини продал душу за свой талант, другие – что видели дьявола, управляющего руками скрипача, прямо на сцене.

Паганини же извлекал выгоду из ходивших о нем слухов. Он не спешил их опровергать, ведь они только подогревали интерес публики и окружали его и без того окутанную мистикой фигуру еще большим флером таинственности.

Иногда он сам становился инициатором слухов о себе. Так, истории запомнился случай, когда недоброжелатели подрезали струны на скрипке Паганини перед концертом, и во время выступления порвались все, кроме самой толстой – соль. Но скрипач не растерялся и отыграл концерт на одной струне. Согласитесь, история звучит очень эффектно, но современные биографы сходятся во мнение, что Паганини сам всё подстроил, чтобы впечатлить публику.

Но как бы люди не пытались объяснить его виртуозную игру связью с дьяволом, секрет был просто - тысячи часов беспрерывных тренировок. Когда Никколо был совсем маленьким, его матери приснился сон, в котором ангел сообщил ей, что ее сын будет великим артистом. Родители уверовали в это, поэтому, начиная с пяти лет, отец Паганини занялся его обучением. Сначала мальчик взял в руки мандолину, в семь лет - скрипку. Несмотря на то, что у Никколо была способность к музыке, его талант не дался ему легко. Отец морил его голодом, запирал в подвале и заставлял играть на скрипке по 10-13 часов в день. Так Паганини жил многие года, пока не уехал от родителей в 17-летнем возврате, чтобы стать камерным пианистом в Лукке.

Такие изнуряющие тренировки привели к тому, что у скрипача выработалась мышечная память. Подтверждением этому служит история, рассказанная биографу Паганини мужчиной, следившим за артистом на протяжении года. Он был одержим идеей разоблачения музыканта, поэтому следовал за ним по разным городам, где у Никколо были концерты. Он не просто останавливался в тех же гостиницах, что и скрипач, но и старался выбирать номера поближе к музыканту. Однажды ему повезло - ему дали соседнюю от Паганини комнату, и мужчин разделяла только одна дверь. Англичанин начал подглядывать за артистом в замочную скважину. В то время было подозрение, что Паганини пользуется во время приватных занятий смычком, натертым мылом, чтобы никаких звуков скрипка при игре не издавала. Но это оказалось неправдой. Вместо этого англичанин увидел, как Паганини брал в правую руку смычок, в левую – скрипку, и в течении получаса повторяет одни и те же движения левой рукой по грифу. Т.е. он просто водил пальцами по струнам, и таким образом занимался.

-2