Мы знаем, кто им стал. Страной, когда Леонид Ильич ушел, стал править Андропов. Затем пост генсека занял Константин Устинович Черненко. И потом уже главным у нас был Горбачев.
А ведь всё могло быть иначе. Известно, что Андропов с Черненко сильно болели. Собственно, они у власти были совсем уж малое количество времени. Если бы генсеком стал другой, возможно, и Советский Союз пошел бы совсем по другому пути.
Впрочем, это только предположения. Есть вещи, которые говорят о том, что финал СССР был предопределен. В частности, уже при Брежневе стали активно экспортировать нефть. Страна, вместо того чтобы развивать промышленность, сельское хозяйство, науку и все остальное, решила зарабатывать легкие деньги на природных ресурсах.
Но не поздно было всё поменять, впрочем.
Не будем гадать, как бы оно там всё было. Факт в том, что Брежнев выбрал себе в преемники не Андропова.
Владимир Щербицкий
Этот человек в 1972 году занял пост первого секретаря Коммунистической партии Украины. С Брежневым у него всегда были дружеские, доверительные отношения. Дело в том, что Щербицкий начинал там же, где и Леонид Ильич, – в Днепродзержинске. Но даже не это было главное.
Брежнева в Щербицком привлекали две вещи:
1. Владимир Васильевич всегда был ориентирован на Москву. То есть никаких поблажек Украине. Справедливое, но строгое правление. Щербицкий терпеть не мог украинских националистов, он быстро разбирался с новыми оппозиционерами. В политическом плане у него всё было в порядке: как Москва решит, так и будет.
Естественно, Леонид Ильич Брежнев это только приветствовал.
Это не Никита Сергеевич Хрущев, который решил сделать УССР шикарный подарок в виде известного полуострова.
2. Щербицкий, судя по всему, был действительно очень хорошим управленцем. Ведь при нем экономический потенциал Украинской ССР вырос почти на 400%. Население увеличилось на 9 млн человек.
В общем, всё при Щербицком на Украине было идеально.
Но это же еще не значит, что поэтому Брежнев выбрал его своим приемником. Нет. Нужно доказывать.
Подготовка
Леонид Млечин пишет, что в 1980 году Владимир Васильевич мог стать председателем Совмина СССР. Тогда на пенсию проводили Косыгина.
Леонид Ильич Брежнев якобы сказал: «Володя, ты должен заменить Косыгина, больше некому».
И Щербицкий якобы ответил: «Эту разболтанную телегу уже не вывезти».
Несмотря на довольно резкий отказ, Брежнев не отвернулся от Владимира Васильевича. Думаю, что Леонид Ильич сам всё прекрасно понимал про «телегу». Брежнев стал всё готовить к тому, чтобы Щербицкий стал его преемником.
Это подтверждается «показаниями» как минимум троих людей. Первый человек – секретарь ЦК по кадрам Иван Капитонов. Ему, если верить всё тому же Леониду Млечину, Брежнев сказал: «Видишь это кресло? В нем скоро окажется Щербицкий. Все кадровые вопросы решай с учетом этого». Капитонов всё понял.
Второй человек – Олег Стронов – экс-комендант дачи генсека в Заречье. Стронов даже в наше время давал развернутое интервью «Комсомольской правде», где в деталях рассказывал, как Брежнев готовился передать свою должность.
Третий человек – личный фотограф Леонида Ильича Владимир Мусаэльян, он давал интервью украинским СМИ и уверял, что Брежнев хотел видеть своим преемником именно Щербицкого.
Наверняка о решении Брежнева знали и другие люди. Но молчали. А Леонид Ильич прекрасно понимал, каково состояние здоровья Андропова и Черненко. Поэтому варианты с ними Брежнев не рассматривал.
15 ноября 1982 года должен был состояться пленум ЦК, на котором Леонид Ильич и хотел заявить о своем решении. Но 10 ноября генсек ушел из жизни. А новым лидером в СССР стал Юрий Владимирович Андропов.
Дальнейшая судьба Щербицкого
Владимир Васильевич сохранил свой пост. Он остался и членом Политбюро. Но первым лицом в стране так и не стал.
В 1986 году Щербицкого раскритиковали за то, что он скрывал масштабы катастрофы в Чернобыле. Но там, если разобраться, виноват был не он. Приказ о неразглашении информации последовал от Михаила Сергеевича Горбачева, который боялся народной паники.
Щербицкий ушел из жизни в 1990 году. Можно сказать, что вместе с Советским Союзом. Похоронили его в Киеве.