Найти тему

Будущее состоит из настоящих желаний. Фанерон. Город мечты.

Все общества всегда расточали, разбазаривали, расходовали и потребляли сверх строго необходимого в силу той простой причины, что только в потреблении излишка, избытка индивид, как и общество, чувствует себя не только существующим, но и по-настоящему живущим.

Жан Бодрийяр

Мы живем в мире удобств и комфорта. Инженеры стремятся создать технологии, которые упростят нашу жизнь, производители стремятся окружить нас товарами, которые бы удовлетворяли все потребности и «капризы» клиента, контентмейкеры, блогеры, медийные личности стремятся предоставить нам широкий выбор развлекательного экранного продукта для максимального удержания внимания и времени, проводимого в интернете. Иногда очень сложно сопротивляться не только этой тенденции достижения высшей точки комфорта во всех сферах жизни, но и личному желанию воспользоваться привлекательными (хоть порой и не очень нужными) благами, предоставляемыми современным миром. Теперь мы едим, когда не хотим, покупаем, что не является необходимым, смотрим, чтобы отвлечься и не думать, а не чтобы насладиться хорошим фильмом, узнать новое или отдохнуть. Несмотря на избыток многих ресурсов, доступных нам, в мире все еще присутствует проблема голода и дефицита продовольствия. По сведениям Всемирной организации здравоохранения в 2021 году с недостатком пищи столкнулось 828 миллион человек, что на 150 миллионов больше, чем в 2019 году. При этом 2,3 миллиарда испытали умеренную или тяжелую форму отсутствия продовольственной безопасности. То есть даже при экономических и технологических достижениях человечества к ⅩⅪ веку многие жители планеты до сих пор рискуют умереть от голода. А если недостает пищи, то про дефицит других жизненно необходимых ресурсов не имеет и смысла говорить. Контраст качества и уровня жизни населения Земли действительно поражает. Однако все же в настоящий момент злоупотребление теми или иными товарами, услугами массового пользования достигает огромных масштабов. Об этих современных реалиях общества потребления еще в 1970-х французский социолог Жан Бодрийяр писал в своем философском труде «Общество потребления».

Однако в этой статье мы не будем разбирать книгу приведенного автора, а только затронем проблему излишнего потребления с точки зрения мероприятий культурного досуга, варианты проведения которого нам предлагают некоторые организации Москвы. «Фанерон. Город мечты» ― это интерактивная выставка, совмещающая в себе различные формы экспозиций: креативное-арт пространство, обучающие программы и развлекательные инсталляции. Это главная особенность данного мероприятия. Еще в новогодние праздники здесь посетители могли познакомиться с комиксами, музыкой и различными интерактивными развлечениями, поэтому выставка уже многим знакома. Но именно в таком формате, в каком она представлена сейчас, «Фанерон. Город мечты» работает значительно недавно. Посыл выставки теперь сместился в сторону акцента на совершенствованном будущем, в котором общество сможет эффективнее взаимодействовать с природой, при этом создав возможность каждому своему члену найти для себя место в новом мире.

ph: Александра Мазурина
ph: Александра Мазурина

Так, здесь посетители могут самостоятельно создавать комиксы, музыку в специальных мастерских и лабораториях, где периодически проводят мастер-классы, лекции по дизайну игр, скетчингу, видеопроизводству и т.д. Творческие работы гостей постепенно будут становиться частью Фанерона и его цифровой памяти. А, прежде чем приступить к процессу работы над собственным проектов, посетители могут познакомиться поближе с историей, персонажами города через такие объекты выставки как «Дерево памяти» (рассказывает историю города), «Гиперзеркало 2.0» (позволяет стать героем комикса), «Карта города» (повествует о тайнах создания Фанерона).

ph: Александра Мазурина
ph: Александра Мазурина

Что же такое Фанерон? На этот вопрос нам дала ответ администратор выставки, Светлана: «Фанерон ― Москва в будущем. Основная идея в чем? Мы, как жители Фанерона, развиваемся и живем в скупе с природой, то есть потребляем столько ресурсов сколько нужно». Также, она пояснила, что город начался с «кристалла жизни», который привез российских космонавт и посадил в столице.

ph: Александра Мазурина
ph: Александра Мазурина

Это драгоценное тело на протяжении многих столетий питалось мечтами и целями наших предков. Затем выросло из него «Дерево надежды», исполняющее любое желание. Теперь же это дерево является главным источником энергии Фанерона. Таким образом, можно сказать, что идея «Москвы в будущем» состоит в том, что основа благополучия жизни общества исходит по большей части не из количества и качества природных ресурсов, которые люди используют в своих целях, а из настоящих целей, желаний людей, их представлений об идеальном мире, способностей разумно управлять своими потребностями уже сейчас. Эти факторы играют решающую роль в определении того будущего, какое нас будет ожидать по результатам нынешнего поведения общества.

ph: Александра Мазурина
ph: Александра Мазурина

Несмотря на то, что Фанерон состоит из развлекательных инсталляций, тем не менее они так или иначе заставляют задуматься посетителей о важности проблемы потребления в современности. Обстановка выставки включает в себя много ярких, неоновых элементов, что, несомненно, привлекает к себе внимания. Также, основу стиля города составляют игровой формат и комиксы. В таком гармоничном сочетании посетители могут ощутить себя частью Фанерона, цель которого показать один из фантазийных вариантов будущей жизни общества. При этом, гости могут чувствовать себя здесь комфортно, так как сама идея города не навязывает мысли о неправильности современного поведения людей, а только изображает идеализированный подход к использованию человеческих знаний и навыков в условиях технологий и потребления ресурсов. Такая стратегия Фанерона позволяет не оказывать давление на зрителей, пришедших отдохнуть и развлечься, заявляя об экологической обстановке в мире, а аккуратно «натолкнуть» гостей на самостоятельное размышления о данной проблеме.

ph: Александра Мазурина
ph: Александра Мазурина

Кроме того, эту выставку можно рассматривать и с точки зрения существующих технологий, которые в дальнейшем будут все больше становиться частью нашей жизни. Может быть, совсем скоро виртуальный мир превратится в необходимую «реальность», где все мы будем некими персонажами со своими игровыми скиллами, рейтингом? К подобным рассуждениям вполне можно прийти, изучая объекты Фанерона. Город следует современным трендам в области компьютерных игр и виртуальных миров, что приобретают в последнее время огромную популярность среди всех возрастных групп. Например, по данным компании GWI, ориентированной на исследования аудитории в сфере маркетинга, в 2021 году 83% представителей поколения Z (1997-2005 год рождения) выразили заинтересованность в развитии метавселенной и 34% представителей поколения бумеры (1957-1963 год рождения). Источник на подробную статистику вы найдете в конце статьи. Уже сейчас спустя несколько десятилетий люди могут наблюдать бешенное развитие цифровых технологий, и в Фанероне часть их возможностей хорошо представлена.

ph: Александра Мазурина
ph: Александра Мазурина

Интересно, что основная целевая аудитория выставки ― дети, подростки. Формирование в молодом поколении идеи о возможности не только быть создателем истории, элементом города будущего, основанного на умеренном потреблении ресурсов, но и быть участником мира, в котором наши желания решают многое, ― важная миссия «Фанерона. Города будущего» на пути построения общества еще более новейшего времени.

ph: Александра Мазурина
ph: Александра Мазурина

Выставка продлится до конца 2022 года. В павильоне №34 в центре «Космонавтики и авиации» на ВДНХ вы можете бесплатно посетить ее в компании семьи или друзей. Думаю, в Фанероне вы найдете что-то новое для себя, а, может быть, совсем под другим углом посмотрите на концепцию или идею «города мечты». Главное ― хорошо провести время там, где действительно интересно и комфортно.

ph: Александра Мазурина
ph: Александра Мазурина

Источники и литература:

  1. «Общество потребления» Жан Бодрийяр;
  2. Статистика и комментарии ВОЗ о проблеме мировой нехватки продовольствия: https://www.who.int/ru/news/item/06-07-2022-un-report--global-hunger-numbers-rose-to-as-many-as-828-million-in-2021;
  3. GWI, статистика по отношению поколений к играм и метавселенной: https://www.gwi.com/reports/gaming-by-generation;
  4. Сайт выставки «Фанерон»: https://faneron.ru/

Авторы статьи:

Виктория Зорина / Александра Мазурина / Мария Губанова