В сетях мелькает тревожная информация о судьбе «звезды» русской сцены, блистательной актрисы Татьяны Дорониной.
«Богиня» — нередко называла ее критика и восхищенные почитатели таланта, что не было преувеличением. Даже если бы Татьяна Васильевна сыграла всего одну роль — Настасьи Филипповны в постановке Г.А. Товстоноговым романа «Идиот» Ф. Достоевского в ленинградском Большом драматическом театре, она осталась бы в истории нашего театра. Но на протяжении своего творческого пути Доронина каждую из сыгранных ею ролей, на сцене ли, на экране — их было множество — смогла превратить в событие, сделать неповторимой.
Еще совсем юной, мне выпало счастье пережить тот легендарный спектакль в Ленинграде. Именно пережить, потому что о нем с полным правом можно сказать словами мудреца Г. Честертона, знающего толк в тайнах искусства: «пропустить такой спектакль, это как пропустить жизнь».
И унес поезд в Питер, на один весенний вечер, но какой…
С той постановки «Идиота», возобновленной во второй редакции Г.А. Товстоноговым в 1966 году (премьера состоялась в 1957-ом), начался триумф Иннокентия Смоктуновского (князь Мышкин). Вместе с Татьяной Васильевной на сцене творили чудо Владислав Стржельчик (Епанчин), Олег Борисов (Ганя Иволгин), Нина Ольхина (генеральша Епанчина)… Публика больше часа не уходила из зала по окончании постановки, не отпускала со сцены актеров и режиссера, засыпанных цветами чуть ли не по колено…
Потом были годы дальнейших творческих успехов актрисы, заслуженное признание, слава…
В 2018 году не без давления нового руководства МХАТа им. М. Горького, где служила Татьяна Васильевна, «эффективного менеджера» Э. Боякова, Доронина покинула пост художественного руководителя этого коллектива. И хотя Э. Бояков на всех пресс-конференциях демонстрировал лояльность великой актрисе, ей даже «придумали» должность «почетного президента», Т.В. Доронина прекрасно поняла этот сигнал. Дело была даже не в ее возрасте. Пришло предчувствие: традиции дорогого ей храма русской культуры будут сломаны в угоду пошлым коммерческим веяниям, а ей политкорректно предлагалось не вмешиваться.
Т. Доронина тяжело переживала свое удаление. Закрылась дома, не появлялась в стенах родного театра. А этой осенью вдруг перестала выходить на связь.
Тревогу подняли актеры МХАТа, надеявшиеся поздравить Доронину с 89-летием (день рождения у нее 12 сентября), но так и не смогли с ней пообщаться. Возникли предположения, что Татьяна Васильевна находится в санатории или на своей даче в Барвихе. Однако внезапно выяснилось, что артистку перевезли в дом престарелых, причем сделали это чужие люди без ее согласия. Доронину обманули, сказав, что ремонт в ее квартире еще не закончен, и ее просто переводят в другой санаторий. Порталу Prozvezd.info стало известно, что «экс-худрук МХАТа имени Горького пребывает в районном Доме престарелых. А одна из знакомых актрисы рассказала, что у Татьяны Дорониной вполне хватает средств на то, чтобы оплачивать сиделку и находиться при этом на собственной даче или в квартире на Фрунзенской набережной».
Судьба Т.В. Дорониной драматическим образом сплелась с судьбой ее театра. Все это время без нее МХАТ К. Станиславского и В. Немировича-Данченко, Чехова и Горького, М. Добужинского и Н. Рериха, В. Качалова, П. Хмелева, М. Тарханова, Б. Ливанова, А. Тарасовой, О. Андровской, А. Степановой, М. Яншина и многих, многих других выдающихся актеров, художников, режиссеров медленно опускался в глубины смуты, скандалов и далеких от живого и яркого искусства коммерческих «проектов», символически напоминая «Затонувший собор» из музыкальной картины К. Дебюсси…
28 ноября 2019 года новое руководство Художественного Академического Театра им. Горького пригласило журналистов столичных изданий в широко разрекламированное путешествие в пространства МХАТа. Предстояла пресс-конференция, где худрук Э. Бояков и неожиданно возникший рядом с ним в качестве заместителя писатель Захар Прилепин должны были рассказать о новом курсе театра, предполагаемой большей открытости к зрителю и предстоящих премьерах. Татьяна Васильевна в этом мероприятии участия не принимала, хотя присутствовали ее представители. Более 50 журналистов ведущих московских СМИ посетили театр в этот день в рамках проекта «МХАТ ГОВОРИТ!». Не могу сказать, что имя Дорониной не звучало в ходе пресс-конференции, но это было похоже больше на ритуальные жесты в адрес артистки. Э. Бояков говорил много высоких слов о сохранении традиций знаменитой мхатовской «школы» философского и психологического театра, театра предельной искренности со зрителем, и о том, что нынешний МХАТ, «преодолевая инерцию сиюминутной моды и веянийвремени, отправляется на поиски будущих творческих открытий».
Удалось посмотреть некоторые новые постановки, заявленные Э. Бояковым. Они вызывали много вопросов, но момент истины наступил на премьере пьесы «Три сестры» А. Чехова, заранее подаваемой в прессе как великое достижение. Повод был. 2020 год – это год 160-летия А. Чехова, пьесе «Три сестры» исполнялось 120 лет, а прозвучавшей на весь мир постановке В. Немировича-Данченко 1940 года — 80. Ее и решили возродить во МХАТе в тех же знаменитых декорациях.
Многие тогда недоумевали: что нового может открыть современному зрителю постановка с такой длинной историей и почему именно эта постановка Немировича-Данченко является предметом споров экспертов до сих пор? Зачем новой команде МХАТ понадобилось восстанавливать именно постановку 1940 года во всех деталях? Объяснения от театра звучали невнятно.
Оказалось провидческим мнение Алексея Бартошевича, профессора РАТИ, театроведа, историка театра, внука актёра В. Качалова, чья бабушка Н. Литовцева работала на «Трёх сёстрах» вместе с Немировичем-Данченко как второй режиссёр. Он признал идею МХАТ им. М. Горького о «воскрешении» из небытия театральных шедевров прошлого на современной сцене в принципе невозможной. Всякое произведение сценического искусства, по его мнению, «тысячью нитей связано с породившим моментом общественной и художественной истории, с тем, чем жила, чем дышала публика, для которой оно было создано, с эстетическими идеями и театральными вкусами времени его создания и так далее. Исторические реконструкции в театре, может быть, имеют смысл для академических исследований, но не для живого театра. Вместо памятника великому спектаклю может получиться мавзолей, примеров чему мы видели не так уж мало».
Однако «если задуманное в МХАТе им. М. Горького восстановление «Трех сестер» 1940 года, великой постановки Немировича-Данченко, одной из вершин истории русской сцены, принесет успех, я буду этому только рад» — заявил Бартошевич.
Меня пригласили на ту премьеру. Там живыми на сцене оказались лишь замечательные декорации Владимира Дмитриева 1940 -го года. В остальном – не ощущалось эмоциональной силы в игре актеров, целостности ансамбля, психологической глубины. Исчезла поразительная аура, чем, по словам критиков-современников, отмечалась та, выдающаяся постановка, когда «спектакль как бы поднимался до Чехова, до особенного синтеза беспощадной суровости и лирической взволнованности, горькой иронии и неистощимой веры в человека».
На сцене МХАТа 21 века старательно возвели «мавзолей»…
…Уже год, как министр культуры О.Б. Любимова назначила вместо «эффективного менеджера» Э. Боякова еще более продвинутого «эффективного менеджера» В. Кехмана директором МХАТ им. Горького. Новый бизнес-проект пришел на смену прежнему. Что развернется теперь в прельщающем многих дельцов от искусства здании в центре Москвы – балаган, дискотека, шоу со спецэффектами при участии аватаров, благо телевидение опробовало подобные прогрессивные технологии?
Об этом с горечью и гневом пишет автор Телеграмм-канала Культ-ПроZект: «Владимир Кехман ловким движением руки превращает МХАТ им. Горького в Арт-Театр, оформив официальный сайт учреждения в тонах свадебного агентства… Любопытно, кто дал добро на смену исторического названия учреждения? Кехман что, настолько обнаглел, что уже жонглирует хрестоматийными аббревиатурами на свой изысканный вкус?
Итоги.
1. Театр на ремонте и конца ему не видно. Альтернативной площадки нет, директору это не нужно.
2. Репертуар уничтожен окончательно, остались 2,5 антрепризы с приглашениями звезд. Из визитки театра спектакля «На дне» Горького залетный литовский режиссёр изобретает «Над не», где действие происходит в психушке.
3. … актерский коллектив настроен резко против Кехмана. Актерам не дают играть, лишили их отпуска, директор им в лицо хамит и говорит, что они шелупонь.
4. Доронина в Государственном бюджетном учреждении Геронтологический центр «Юго-западный» Департамента труда и социальный защиты г. Москвы. Он ей положен бесплатно, как ветерану. Но сейчас в прессе нам уже начали врать, что это санаторий, а не дом престарелых. Татьяне Васильевне врут давно. Нашли, где сэкономить, бессовестные.
5. МХАТ Горького лишился имени, логотипа в виде чайки Шехтеля и сайта. Теперь это безликий art-theater с кривым желтым треугольником.
Браво, Любимова! Кехман, бис!»
Действительно, МХАТ В. Кехмана начинается не с вешалки, а с сайта ART-THEATRE.RU, и корявый «треугольник» нависает над ним. Многообещающая смена «лица»! Новый Генеральный директор МХАТа Владимир Кехман объяснил: «Мы поменяли название домена сайта для того, чтобы зрители перестали путаться во МХАТах. Нам важно, чтобы МХАТ Горького было просто найти – как в поисковой строке, так и на карте Москвы».
Какое девственно-наивное объяснение для простаков, «путающихся во МХАТах». Хорошо же В. Кехман, умудрившийся скрестить театральную деятельность с занятием бизнесом, представляет свою публику!
Появившийся при отстраненном Э. Боякове Совет попечителей Московского художественного театра им. М. Горького прекратил сотрудничество с учреждением культуры, поскольку «неизвестны планы нового генерального директора». О разрыве отношений с МХАТ заявил глава совета попечителей, коммерческий директор Уральской горно-металлугической компании (УГМК) Игорь Кудряшкин. «На сегодняшний день нам неизвестны планы нового генерального директора. Это, а также репутация господина Кехмана, заставили нас принять решение о прекращении сотрудничества», — приводит слова Кудряшкина агентство ЕАН.
Нет никакого желания вникать во все эти дурно пахнущие интриги. А насчет репутации господина В. Кехмана и его деловом пути для желающих есть исчерпывающая информация в Википедии. Неужели хватило всего одной его подписи как гарантии непотопляемости под обращением 1 марта 2014 деятелей культуры России в поддержку политики Президента в Крыму? Меньше всего хотелось бы в это верить.
С очередной сменой власти МХАТ им. Горького стал одним из главных ньюсмейкеров в сфере скандалов, новости отсюда поступают регулярно. Решением Владимира Кехмана отменен (перенесенный прежде «на неопределенный срок») спектакль «Чудесный грузин» об Иосифе Сталине с одиозной телеведущей в одной из главных ролей – вершина коммерческой фантазии Э. Боякова. А еще обещаны масштабные сокращения административного состава, остановлены репетиции всех готовящихся к выходу проектов, запущенных при прежнем худруке, и анонсированные новые. Многорукий как индийский божок В. Кехман весь в трудах, на разрыв между Москвой и Питером, где он является художественным руководителем Михайловского театра. Осталось присоединить Большой театр!
На вопрос, где же все-таки обитает теперь великая актриса Татьяна Доронина, как ее самочувствие – ответа нет.
Людмила Лаврова
Читайте больше материалов на нашем сайте