Пять лет маленькая Маша Котенева из Ижевска не могла попасть в музыкальную школу. Педагоги разводили руками: да, голос есть, слух есть, но учить петь они ее не будут. Почему? Потому что Маша не видит, она слепая от рождения. Но ни Маша, ни ее мама Елена не сдались. И вот в 14 лет девочка спела на одной из главных сцен страны вместе с известным певцом Родионом Газмановым. Рассказываем о том, как это было.
Родилась глубоко недоношенной
Беременность Елены протекала хорошо. Да что там - идеально!
«Я работала в клинике планирования семьи. Поэтому ко второй беременности - у меня уже была старшая дочка - мы подошли по-научному. У меня не было ни одного больничного листа. Я была абсолютно здоровая беременная женщина, которая по непонятной причине на 27-28 неделе решила родить», - рассказывает Елена.
Да, Маша - глубоко недоношенный ребенок, которого буквально вытащили с того света.
«Я помню, врач в реанимации подсказал: «Без глаз люди живут, а без ума сложнее, поэтому твоя задача - дружить с неврологами». Я послушалась. Мы делали все, чтобы максимально вытащить интеллект, - у недоношенных малышей часто бывает ДЦП и умственная отсталость. К нам педиатр домой пришла всего один раз. Глянула и сказала: если нам что-то надо, обращайтесь. И все. Никакого ежемесячного патронажа не было, мы сами везде ходили».
Лекарства, уколы, врачи, лечение в Москве, в Казани, Санкт-Петербурге...
«Сказать, что было тяжело, ничего не сказать. И физически. И морально. По неутешительной статистике более 40 процентов мужчин просто сбегают от таких детей. Мне мой муж сказал, что какой бы ни был ребенок, он его... Я была с Машей 24 часа в сутки 7 дней в неделю почти безотрывно. Я вспомнила, что такое улыбаться, когда ей было 4 года. Только тогда я смогла выдохнуть хоть ненадолго», - говорит Елена.
Ела под Вивальди
Когда в семье появляется такой особенный ребенок, родители всеми силами стараются это исправить. Елена не стала исключением.
«Все, что я читала, обязательно применяла. Например, у слепых очень развиты вкусовые рецепторы, поэтому никаких баночек с детским питанием не было, все делала сама. Вычитала, что под музыку Вивальди дети лучше едят, - включала. Засыпали дочки под классическую музыку, играли - под детские песенки. В общем, за любую соломинку хваталась, лишь бы Маша была обычным ребенком. И сейчас она такая, только не видит. Я никак ее не выделяю среди других своих детей (Елена родила еще и мальчика, - прим. Ред.). Точно такие же требования, точно так же ей попадает», - уверяет женщина.
Конечно, ей помогали родные. Муж зарабатывал деньги, бабушки и крестная Маши оставались с ней, когда Елена водила старшую дочку на кружки.
«Мы все время с ней разговаривали, рассказывали обо всем, описывали словами. С одной из бабушек она пела песни - та раньше ходила в хор. Потом, когда девочки подросли, вместо детской музыки появилось радио «Европа Плюс». И через некоторое время заметили, что у нас поет Рианна, но не Рианна. Маша полностью копировала ее интонации, тембр, стала петь по-английски, не зная языка. Приходила из садика и от начала до конца пересказывала все утренники, перепевала все песни», - вспоминает мама девочки.
Не брали в музыкалку
Елена решила записать дочку в музыкальную школу. Но столкнулась с новой проблемой. Педагоги говорили, что данные у Маши есть, но заниматься с ней они не будут - мол, не знаем, как.
«Мы были готовы на все - платить, экспериментировать, ездить. Но... На 5 лет мы забыли про это. Но Маша все время просила меня: «Мама, я хочу петь. Я хочу выступать на сцене», - рассказывает Елена. Совершенно случайно в 2020 году они встретились с педагогом по вокалу Надеждой Барминой, которая только-только открыла свою школу вокала.
«Я была молодым педагогом. И для меня вдвойне было непонятно, что делать. И я честно об этом сказала маме: если получится, то будем работать», - говорит Надежда.
На первом занятии волнение и некая нервозность были у всех, но буквально через пару дней все прошло - мечты Маши наконец начали сбываться. Конечно, было сложно.
«Я преподаю так, чтобы в пении были задействованы определенные группы мышц. Но мышечная координация у слепых людей работает совсем по-другому. Это первая сложность, с которой мы столкнулись. Потом Маше сложно объяснять образы - обычный человек просто посмотрит и поймет, а ей каждый раз приходится придумывать и описывать то, что она могла бы себе представить, - объясняет Надежда. - Незрячим людям сложно быть в пространстве: они опускают голову, потому что не видят линию горизонта, сутулятся. Поэтому ставили Машу к стене, чтобы она держала свое тело ровно. Даже улыбаться ее пришлось учить. Если обычному человеку я советую смотреть на себя в зеркало и контролировать или записать видео, чтобы разобрать нюансы, то тут сделать это невозможно. И все эти знания приходят с опытом: я ничего не читала специально, ко всему приходила интуитивно».
Мечты сбываются!
Постепенно Маша начала участвовать в конкурсах и международных фестивалях, завоевывать призовые места. А в этом году она вышла на одну из главных сцен страны - в начале октября в концертном зале Крокус Сити Холла прошел международный благотворительный фестиваль «Белая трость» (6+). Его уже в 13 раз для незрячих и слабовидящих детей организует известная певица Диана Гурцкая.
Всего на фестиваль было подано 800 заявок из всех уголков России и стран ближнего зарубежья. И только 60 самых лучших вокалистов приехали в Москву и выступили на сцене вместе со звездами. Маша представляла Удмуртию.
Платье, в котором она выступала, искали долго. Ведь она уже не ребенок, но еще и не взрослая девушка. А продают либо свадебные платья, либо детские. В итоге взяли напрокат - его утвердили режиссеры фестиваля и сам Родион Газманов. Прически и макияж всем участникам делали те же визажисты, которые работали со звездами. Всем плели косички, а Маше по просьбе мамы сделали кудряшки.
Совсем не волновалась на сцене
«Я пела песню «Между нами выпал снег» вместе с Родионом Газмановым. Для меня она легкая - там, в принципе, нет слишком высоких нот. Я учила песни намного выше этой. Самое сложное для меня было передать эмоции - она о несложившейся любви. Поэтому мы долго разбирали эту песню с моим преподавателем», - рассказывает сама Маша.
Песню они с Родионом даже не репетировали - все, что было на сцене, сделано, что называется, с первого дубля. Маша уверяет, что совсем не волновалась на сцене.
«Там меня не покидала мысль, что я стою на сцене с Газмановым, а волнения нет. Мне казалось, что это обычное выступление. Вообще в тот день я очень устала (подготовка к выступлению и сам концерт продолжался почти целый день - прим. Ред.). И когда нас стали награждать, я поняла, что силы меня оставляют: 16 часов на ногах не прошли даром. В итоге меня посадили. И тогда я познакомилась с одной девочкой из Молдовы... И все: сразу ожила и забыла про усталость!» - вспоминает юная певица.
Ее мама стояла за кулисами.
«Я стояла и не верила, что это моя дочь поет со звездой. Мне казалось, что это какой-то сон. Я немного переживала за нее, боялась, как бы она эмоционально не перегорела. Но она молодец, выполнила все наши наставления».
Переживала и педагог Маши Надежда.
«Мы не спали, наверное, все дни фестиваля. Эмоции просто зашкаливали. Только представьте, я сижу в 5 ряду в Крокус Сити Холле на концерте, где выступает моя ученица вместе со звездой! Мне надо было снимать ее выступление, а у меня руки тряслись от волнения. Мы реальные молодцы! Маша - работяга! Она дисциплинированная, готова сколько угодно повторять и оттачивать свое мастерство. У нее огромное желание петь и развиваться в вокале».
Кстати, выступление юной ижевчанки отметила ведущая фестиваля и певица Аглая Шиловская - именно она поет эту песню в дуэте с Газмановым.
«Благодаря этому выступлению я продвинулась на шаг вперед, но я на этом не останавливаюсь. Я сейчас начала учить новую сложную песню с высокими и низкими нотами - я доросла до нее и смогу уже передать эмоции», - уверяет Маша.
Обычная жизнь обычной девочки
Сейчас Машенька учится в 8 классе в коррекционной школе, но по обычной учебной программе. Она с репетитором занимается английским языком, играет на фортепиано, на слух подбирая сложные мелодии, - например, из фильма «Крестный отец», - и ходит в обычную музыкальную школу на пение!
Как обычная девчонка, она любит читать книжки про любовь. Правда, сожалеет, что книг со шрифтом Брайля очень мало в библиотеках.
Как обычная девчонка, она любит болтать с подружками и обожает слушать своих любимых певцов Бабека Мамедрзаева и Хабиба.
Как обычная девчонка, она устает и может капризничать.
«Маша работает, старается, ей есть, к чему стремиться. Я могу поднажать, сказать, что скоро каникулы, что нужно чуть-чуть потерпеть, а потом будет отдых. Я ее не заставляю, но всегда говорю, что только трудолюбием можно чего-то добиться! Бабушки иногда причитают про ее слепоту, но мы с мужем говорим: «Чудес не бывает!» Наша задача как родителей, чтобы она нашла себя и социализировалась!» - говорит мама Елена.
Блиц-опрос (подготовлен при участии начинающего журналиста Дианы Аверкиевой, участницы инклюзивного проекта Centre Digital & media)
- С какими звездами нашей эстрады ты встретилась, удалось ли тебе с ними пообщаться?
- Пообщаться не удалось из-за ограниченности во времени, но я сфотографировалась с Хабибом, Марком Тишманом, Евгением Кунгуровым и с моим партнером Родионом Газмановым. Еще меня награждала Диана Гурцкая, и в финале я даже спела с ней на одной сцене.
- Какие еще музыкальные просторы ты хочешь покорить?
- Через два года будет юбилейный фестиваль «Белая трость» в Кремле. Я бы хотела подать заявку и выступить там.
- У тебя много друзей?
- Не так много и не так мало. А после «Белой трости» еще больше стало.
- Маша, вот ты не видишь, а другие девочки видят. У тебя нет обиды: мол, как так, почему?
- Нет! Я уже привыкла! 14 лет уже живу с этим. У меня подружки тоже не видят. Есть и такие, которые видят, но мы, в принципе, как обычно общаемся.
- Тебя родители заставляют заниматься музыкой?
- Нет! Я сама хочу заниматься музыкой, у меня у самой большое желание. Мне очень нравится петь, это мое. Без музыки я вообще не представляю себя! Музыка - это моя жизнь!