Каждый интересующийся историей древней Скандинавии эпохи викингов (в основном Норвегии; Швеции; Дании VIII-IX вв.) хоть раз в жизни слышал о сагах. Часто можно столкнуться с мнением, будто саги практически единственный дошедший до нас источник исторических данных «из первых уст». Разумеется, всё не так однозначно. И всё же сегодня исландские саги признаны одним из наиболее выдающихся памятников средневековой литературы.
Мы – команда проекта КИР «Морская дружина «РУС» занимаемся исторической реконструкцией с 2001-го года. Сегодня мы запускаем цикл наших онлайн заметок, повествующих об артефактах «Эпохи викингов» (VIII– XI вв. н.э.), дошедших до нас от «северных людей» (норманнов) и наших предков славян. Основные цели проекта: историческое просвещение и предоставление качественного досуга вам и вашим близким.
Почему же мы начинаем с саги? В первой же статье мы намерены развенчать до сих пор популярный миф о тотальном невежестве раннесредневековых скандинавов. Саги (от исл. Segja – сказать; говорить) первоначально являлись именно устными, выученными наизусть специально уполномоченными людьми – скальдами – историями. Современный аналог – байка, которую можно «потравить» друзьям в походе или же домашним за чашечкой чая. Исландские же саги чаще всего упоминаются потому, что они практически единственные были записаны с уст учёными и монахами в период XII – XIV вв. н.э. Несмотря на христианские акценты в нарративах многих непосредственно исландских «баек», события некоторых воссоздают истории эпохи норманнской экспансии. Стоит пояснить: исландские саги делятся на 6 типов:
1. Родовые (семейные) - наиболее древние. Описывают старинные разборки между семьями/людьми.
2. Королевские (о конунгах) саги – о правлении норвежских королей.
3. Саги о епископах – рассказывают о жизни и чудесах местных попов (христианство было принято в Исландии решением народного собрания в 1000 году под давлением норвежских королей).
4. Саги о недавних событиях – о времени рассказчика-современника. Как правило, об эпохе Стурлунгов (XII-XIII века), когда в Исландии творилась всякая политическая дичь, связанная с тем, что людей стало слишком много, а остров в размерах не увеличивался.
5. Саги о древних временах (сказки) – без точной привязки по времени: события, описанные в них, произошли "когда-то давно". Это разнообразные мифы и легенды для детей и взрослых с явно фантастическими, выдуманными деталями. Наибольшие небылицы из них вовсе назывались "лживыми сагами".
6. Переводные саги – это переложения, пересказы и переводы чужеземных сюжетов и рассказов. Среди них есть и рыцарские романы, и римские классики.
С опорой на В.Ю. Новика и цитируемые им источники в работе “Саги и пряди о жизни скандинавов VIII-IX веков как исторический источник по эпохе викингов” мы отметим, что хоть саги и не способствуют 100% реконструкции материальных бытовых и военных предметов (равно как и любой другой вид искусства – настенные фрески, гобелены), они помогают в более сложном деле: в определении характеров правителей, системы ценностей северян и прочих важных в контексте культурологии аспектах.
Для далёкого от исторической реконструкции или академического дискурса пользователя они прежде всего занимательны как один из важнейших элементов конструирования современного медиевализма – относительно популярного течения культуры, благодаря которому многие элементы жизни в XXI веке переосмысляются через призму мышления и визуальные образы Средневековья. Проследить это влияние можно не только в учебниках философии и cultural studies, но и в моде (длинные рукава, вязка свитеров a-la кольчуга, бороды викингов, кожаные аксессуары у представителей «бунтующих» культур и т.п.), в кино (регулярно изображающем архетипы немытых варваров, отважных принцев, бардов-похабников и т.д.) и, конечно же, в видеоиграх, дающих примерить на себя роль не только историчного рыцаря, но и истребителя чудовищ в реалиях славянского фэнтези с элементами позднего средневековья (серия игр The Witcher) или же римского легионера на закате империи (Ryse: Son of Rome), противостоящего немытым, коварным варварам, похожим больше на представления римлян, нежели на свои исторические прототипы.
Как и старинные сказки, саги несмотря на иногда просачивающиеся невозможные нарративы, первым делом показывают саму модель мышления бондов, конунгов и скальдов, их методы взаимодействия с материальным и нематериальным мирами, их отношение к вере, врагам и друзьям, к браку и смерти. И единственным воистину «заковыристым» моментом для историков остаётся значительность временного промежутка между созданием тех или иных саг и их записью, что порой заставляет задаться вопросом: а не добавил ли автор письменной версии «отсебятины»? И всё же историки не часто спорят со Снорри Стурлусоном и другими учёными предыдущих веков. Исторические материалы, документы и прочие артефакты материальной культуры частенько подтверждают описанное в сагах.
Верить или нет, заняться самостоятельным изучением саг или же пропустить данный материал, вступить в ряды исторических реконструкторов или увлечься другим хобби — выбор остаётся за вами!
----------------------------------------------------------------------------------------
Если вас заинтересовала тема или же вы всегда мечтали испытать себя в роли викинга, варяга, славянского купца, подписывайтесь на наш канал КИР “Морская дружина “РУС” и группу ВКонтакте, где мы регулярно проводим розыгрыши тематических товаров, организации историчного мероприятия (свадьбы, дни рождения, профессиональные праздники и многое другое).
И не забывайте про наш сайт, где на данный момент выставлена вся актуальная информация об акциях нашего передвижного музея.
----------------------------------------------------------------------------------------
Сайт: druzhinarus.org
Почта клуба: info@druzhinarus.org
Почта руководителя: mail@druzhinarus.org
Список литературы
1. Новик В.Ю. Саги и пряди о жизни скандинавов в VIII-IX веков как исторический источник по эпохе викингов // STUDNET. - 2021. - №3. - С. 360-368.
2. Б/A Древне-северные саги и песни скальдов в переводах русских писателей. - СПБ: Типография Глазунова, 1903. - 279 с.