В саду японского мастера Масахико Кимуры есть уникальный бонсай – «Перевернутый можжевельник». Этот факт, вероятно, может удивить тех, кто не сталкивался с бонсай раньше, но хорошо известен всем любителям бонсай. Такие явления должны быть известны тем, кто погружается в культуру бонсай. Это и технология, и творчество, и эксперимент, и теперь уже более чем 20-летняя история дерева и мастера, сделавшего его знаменитым.
Старый можжевельник умирал, отмирали его корни. Мастер Кимура мог бы бороться и, возможно, выходить дерево. Но он решился на смелый творческий эксперимент. Пока еще дерево было живо, Кимура вырастил несколько молодых корней в верхушечной части растения. Иногда корни и ветки в нужных местах прививают, в бонсай также используется технология «отводки». Когда верхушка «задышала» самостоятельно, мастер в буквальном смысле перевернул дерево, посадив его в грунт новыми корнями. То, что венчает сегодня дерево – это его бывшие корни. А новая крона растет на той части старого дерева, что была его верхушкой.
Если бы мастер не решился на эксперимент, старое дерево высохло. В дальнейшем, это был бы великолепный тануки. Вновь посаженный и обвитый вдоль старого ствола молодой можжевельник был бы столь же великолепен, хотя и выглядел по-другому. Но он не был бы столь уникален и не столь ценен, как абсолютно живое дерево.
Можно прочитать, что можжевельники – любимые деревья Масахико Кимуры. Был ли перевернутый можжевельник личным экспериментом мастера Кимуры или он почерпнул эту технологию из знаний, которые дала его школа бонсай, «подсмотрел» ли он эту технологию в многовековом опыте древних мастеров? Хотел ли он сберечь только верхушку дерева, или сразу был готов сохранить весь уникальный массив дерева?
Рассказ о работе мастера над деревом укладывается буквально в один абзац. Кимура тоже немногословен в своих интервью, рассказывая о 20 годах своей работы над деревом. Возможно, мне пока не довелось прочитать об этом в книгах Кимуры. Привил, перевернул – в каждом из этих слов годы работы, наблюдений, сомнений, осмысленных решений.
Я пытаюсь представить все шаги работы с деревом. Каждая манипуляция мастера – это особая эстетика. В каждый момент дерево выглядело по-разному. Можете, например, представить себе «эстетику» перевернутого вверх корнями гниющего дерева? Сколько тщательной работы проведено, чтобы добиться такого изящества выбеленной древесины? Двадцать лет ежедневно Кимура наблюдал за деревом, за отмирающими корнями, состоянием старой древесины, за новой порослью, которую только предстояло вырастить в подобие дерева, и сформировать таким образом, чтобы оно было достойно своего предка.
Дерево прекрасно, начав свою новую жизнь. Позже, работая уже над новым образом дерева, мастер также видоизменял его крону, придя, наконец, к узнаваемому всеми образу. Но сохранив его древнюю основу, создал, в том числе, скульптурный шедевр.
Спасибо, что дочитали статью. Комментируйте и ставьте лайки.
Нажмите здесь, чтобы подписаться на канал.
Самое интересное – впереди.