Массовая паника, хаос и ощущение конца света. 30 октября 1938 года многие жители США решили, что на их страну напали… пришельцы из космоса. Самые продуманные погрузили в автомобили свои семьи и устремились подальше от эпицентра войны миров.
Виновниками массового помешательства стали два Уэллса. Первый, Герберт из Великобритании, автор знаменитых фантастических романов «Война миров» и «Человек-невидимка». Второй, Орсон из США, классик мирового кинематографа, автор фильма «Гражданин Кейн» (1941).
Орсон Уэллс, в те годы начинающий и никому не известный режиссер, готов браться за любую работу в кино, театре и на радио. Американец ставит радиоспектакль по классическому, хотя и не особо известному в тогдашних США роману «Война миров» британца Герберта Уэллса.
Несмотря на созвучие фамилий, они не только не родственники, но даже и не однофамильцы: Orson Welles и Herbert Wells.
Режиссер применяет новаторский подход – обычная вечерняя музыкальная программа прерывается срочным новостным выпуском. Диктор (а на самом деле профессиональный актер) сообщает, что на ферму в штате Нью-Джерси приземляется инопланетный летательный аппарат, который начинает уничтожать все вокруг. Ни армия, ни полиция не может противостоять пришельцам, которые движутся в направлении крупных городов.
Если кто помнит, то подобная идея была повторена в продвижении фантастического фильма «Притяжение» от Федора Бондарчука. Тогда тоже в эфире федеральных каналов выходили «срочные новостные выпуски» о крушении летающей тарелки в московском районе Северное Чертаново.
Но если современных зрителей псевдодокументальным подходом не удивить, то в США 30-х годов многие жители восприняли трансляцию за чистую правду.
Да, в начале было объявлено, что это радиопостановка по мотивам романа Герберта Уэллса «Война миров», действие которого перенесено из Англии конца XIX века, в современные США. Вот только некоторые слушатели включили трансляцию позже, когда эфир трубил о вторжении пришельцев с Марса.
Также в трансляции был перерыв, где сообщалось, что это постановка, но некоторые впечатлительные люди, особенно в сельской местности, едва услышав о войне миров, принялись баррикадироваться в своих домах.
Из примерно 6 миллионной аудитории радиоспектакля, более 1 миллиона человек реально поверили во вторжение марсиан.
По всей стране в полицию, органы власти и радиостанции начался шквал телефонных звонков. Линии были перегружены. Те, кто не смог дозвониться, решили, что инопланетяне уже рядом и надо спасаться бегством. Тысячи автомобилей устроили массовые заторы на дорогах.
Но кстати, были и те американцы, кто с оружием в руках приходили в офисы шерифов и национальной гвардии, и заявлял о своей готовности воевать с пришельцами.
Это сейчас кроме телевизора есть соцсети, мессенджеры и куча иных источников информации. В те годы доверяли газетам, а новости в реальном времени получили по радио. И причин не верить сообщениям дикторов не было.
К тому же в те годы существование инопланетян, обитаемость Марса, Венеры и других планет Солнечной системы, мало кто оспаривал. А потому вторжение пришельцев некоторых граждан вообще не удивило.
Повезло, что не было жертв в возникшем хаосе. Одних только ДТП по всей стране случилось несколько сотен.
Радиостанция и Орсон Уэллс еще несколько лет будут судиться с сотнями разгневанных граждан, потерявшими или повредившими свое имущество во время массовой паники.
Но суд встал на сторону творца. Надо включать трансляцию с начала!