Это будет большая статья о маленьком сельском храме и еще о том, почему в подмосковном селе Васильевское не любят фильм "Эскадрон гусар летучих"
Как правильно рассказывать о храме? Как сделать рассказ интересным и для погруженных в православие куда глубже меня, и для редких "захожан", и для уверенных, что Бога нет, и для верующих иначе в "общего" Бога, а то и вовсе в иных богов?
Зачем это вообще? Но ведь человеку свойственно делиться тем, что ему самому запало в душу…
Сначала он надолго отобрал внимание от висячего моста над Москвой-рекой, ради которого я в те края и приехала. Мягкая ещё, мирная, неширокая, не закованная в бетон, не стреноженная плотинами, Москва-река в селе Васильевском — "Тихая моя родина! Ива, река, соловьи…"
Церковь над ней — точно подстать: тоже негромкая, скромнее не бывает, в другом месте проедешь мимо и не задержишь взгляд. А тут — такая гармония, что сердце щемит.
Идёшь ближе, тоже щемит: заброшенность?
Да нет, тут скорее пахнуло таким… деревенским укладом, что ли. Общий дворик, соседки на лавочке, следы повседневной работы и медленного, но восстановления утраченного. Церковь — дом, церковь — община.
Это уж потом я прочитала, что и "добрейший батюшка настоятель", и "атмосфера тепла, семьи и любви" в храме, а "после храмовой службы всегда хорошая трапеза".
Храм открыт. Зашла. Совсем одна. Хорошо, тихо. Одна? Нет, подошёл совсем молодой парень в подряснике: "Вам чем-то помочь?" Да какая помощь… Потом, правда, появился вопрос, подошла к нему сама, поговорили, предложил оставить записку, а у меня не то что ни копейки в кармане, и кармана-то нет. Извинилась, отказываясь, а он: "У нас бесплатно. Не надо денег. Пишите, не беспокойтесь". И, видно, такое у меня было недоверчиво-изумленное лицо, что достал откуда-то официальную бумагу, а там — "нулевой" прайс. Все таинства в храме бесплатны.
Пусть эта моя статья будет крошечным вкладом в жизнь храма. Кто-то прочитает, не проедет мимо и, кто знает, захочет ему просто помочь.
А мне пора рассказать не только о его душе и красоте кругом, но и о большой истории, долгой и непростой.
Церковь Воскресенья Словущего в Васильевском Рузского района Подмосковья – от бояр и царей до наших дней
Вы не смотрите, что она так проста на вид…
1498 год — первое летописное упоминание о Васильевском, как о дворцовом селе, принадлежащем царскому роду.
1619 год — село перешло в вотчинное владение пяти казацких атаманов. И вот уже тогда здесь стоял храм. Точнее данных нет, только факт — в этот год была в Васильевском Воскресенская деревянная церковь.
1626-1673 годы — село принадлежит Ново-Спасскому монастырю (время, когда им правит будущий патриарх Никон).
1673-1676 годы — селом владеет боярин Артамон Матвеев, видный государев человек. В 1654 году был членом русской делегации в Переяславской раде. Той самой, что воссоединила Украину с Россией. Царь Алексей Михайлович звал боярина не иначе, как "другом". А после смерти царя пережил он опалу, ссылку, возвращение почестей из рук Петра I и… не пережил стрелецкий бунт.
1681 год — после череды хозяев село покупает за 6000 рублей богатый и влиятельный политик того времени, думный дьяк Емельян Украинцев. Историю хитрого дипломата опустим, в этом рассказе главное — именно он в 1705 году и построил в Васильевском церковь Обновления Храма Воскресения Христова (Воскресенья словущего).
Идут годы, у села меняются хозяева, церковь получает новые приделы, но покой на Руси всегда понятие временное. В 1812 году в Васильевское вламываются французы и разграбливают церковь полностью. Через год её восстановили и заново освятили, но годами и десятилетиями после она так и числится "содержащейся скудно", и даже непонятно, как ухитряется при этом содержать ещё и богадельню.
20 век — чудом церковь оставалась действующей до самого 1940 года.
Вот только её священник Николай Виноградов ныне прославлен Церковью в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. 1937 год, безвестная могила в былом Усть-Вымлаге, в поселке Усть-Коин Коми АССР… Контрреволюционер. Точка.
А в 1940-м, летом, подъехали к храму машины, все колокола, иконы и драгоценную утварь загрузили в них, и больше это церковное имущество так никто и не видел. В помещении храма заработал токарный цех.
Почему-то спорные данные остались о фашистской оккупации. И ведь не такое давнее время, а версии две: то ли были немцы в Васильевском, то ли нет, то ли они взорвали храм и колокольню, то ли наши для организации обороны. Только факт один — по сути, церкви не стало. В том, что оставалось, устроили ледник для хранения молока.
Но только и это было не всё, дальше совсем дичь какая-то. С сайта Рузского благочиния:
В Васильевском снимался фильм "Эскадрон гусар летучих" - режиссеры-постановщики С. Степанов и Н. Хубов, главный оператор М. Якович, киностудия детских и юношеский фильмов им. Горького. Это явилось новым этапом разрушения храма. Была поломана кирпичная ограда; часть надгробий церковного кладбища выбросили наружу. Сам храм частично пострадал от пребывания съёмочной группы. Трижды производились взрывы, от которых сыпались стёкла с веранд ближайших домов; были уничтожены старинные липы, росшие вдоль церковной ограды, разведён огромный костёр (для съёмок), при этом сгорела маковка. На церковном кладбище устроили конюшню.
Вскоре после съёмок фильма неизвестные люди под видом реставрационных работ сняли с храма Воскресения железную крышу и увезли на грузовике.
На этом беды наконец закончились, дальше — 1991 год, когда храмы возвращались к верующим по всей стране. Дальше медленное восстановление церкви, которое длится до сих пор. Дальше все то, о чем рассказала в начале этой статьи…
И да, полная Пасхальная служба в церкви Воскресения словущего дважды в год.
А почему так и откуда пошло Осенняя Пасха, оставлю объяснение в первом комментарии к статье, пусть будет только для тех, кому эта подробность интересна тоже.
Спасибо каждому, кто дочитал до конца! Ваш лайк, перепост позволит прочитать об этой очень-очень русской сельской церкви большему числу людей. Поддержите её, пожалуйста, таким способом!