Найти тему
Роман с камнем

Археология диска Сабу в Саккаре, Египет. Что говорит археологический контекст?

Оглавление

В Египетском музее в Каире находится странный артефакт необычной формы. На карточке написано: "Ваза из сланца уникальной формы, предназначенная для установки на столб и возможно держать цветок лотоса. Саккара. Гробница Сабу. Эмери, 1937". Далее мы рассмотрим археологический контекст этого диска, описание гробницы, другие находки, и назначение диска.

Археологический контекст диска Сабу. Коллаж: Роман Колесниченко
Археологический контекст диска Сабу. Коллаж: Роман Колесниченко

Введение

Мастаба Сабу (гробница 3111, ок. 3100-3000 гг. до н.э.) была раскопана Уолтером Б. Эмери 10 января 1937 г. на краю плато Северной Саккары, примерно в 1,7 км к северу от Ступенчатой пирамиды Джосера (рис. 1). Сабу был высокопоставленным чиновником или администратором города или провинции, возможно называемой «Звездой семьи Гора», во время правления королей Первой династии Удимы (Дэн) и Энезиба (Анеджиб) — Эмери в 1949 году.

Рис. 1. Кладбище Первой-Третьей династий на краю плато Северной Саккары (Леннер 1997).
Рис. 1. Кладбище Первой-Третьей династий на краю плато Северной Саккары (Леннер 1997).

Общее описание гробницы 3111

Надстройка гробницы 3111 была окружена дворцовым фасадом из сырцового кирпича с глубоко утопленными стенами с нишами, свидетельствующими о высоком социальном статусе Сабу (рис. 2).

Фасады мастабы ранней 1-й династии изначально были оштукатурены, а углубленные панели окрашены в желтый цвет, чтобы имитировать дерево, а самые широкие передние грани были окрашены в различные квадратные, крестообразные и ромбовидные узоры, имитирующие тканые циновки из тростника. Возможно, это были деревянные каркасы и плетеные тростниковые циновки додинастических святилищ, которые стали характерными для архаического Верхнего и Нижнего Египта (Леннер, 1997).

В южном углу надстройки располагалась площадка из грубо отесанных блоков известняка. Эмери (1949) предполагает, что это, вероятно, временное сооружение, возможно, использовавшееся во время погребальной церемонии Сабу. Внутренняя часть мастабы состояла из семикамерного основания, расположенного в яме, вырубленной на глубину 2,55 м в гравийном субстрате и известняковой породе (рис. 2).

Комнаты были разделены стенами из сырцового кирпича. Сырцовые кирпичи были сделаны из темной черной земли, смешанной с соломой, и имели средний размер около 0,26 на 0,12 на 0,07 метра.

Рис. 2. Гробница 3111 (Эмери 1949 г.).
Рис. 2. Гробница 3111 (Эмери 1949 г.).
  • Комната А была найдена нетронутой, со стенами со следами глиняной штукатурки и крышей из деревянных досок. Комната была заполнена 96 гончарными сосудами, на некоторых из которых были куполообразные и конические печати с именами короля Дэна и Сабу.
  • Комната B была похожа по дизайну на комнату A. В комнате было много сочлененных бычьих костей и остатки того, что изначально было большими кусками мяса, рядом с 5 глиняными мисками.
  • В комнате C были стены со следами глиняной штукатурки и крыша из деревянных досок, поддерживаемая деревянной балкой с гнездами, расположенной на восточной и западной сторонах стен. В комнате находился 71 гончарный сосуд, некоторые из которых имели конические печати, но ни на одном из них не было имен или оттисков.
  • Комната D была похожа по дизайну на комнату C. Комната оказалась почти пустой, в ней было лишь несколько фрагментов каменных сосудов и глиняной посуды.
  • Комната E была погребальной камерой. Кирпичные стены были покрыты глиняной штукатуркой, на которой также были видны следы белой штукатурки. Крыша из деревянных досок поддерживалась тремя деревянными балками, вставленными в восточную и западную стены. В погребальной камере находились останки Сабу, и это был первый раз, когда дворянин Первой династии был найден в том положении, в котором он был первоначально помещен во время захоронения. Его тело располагалось на правом боку в слегка согнутом положении головой на север (рис. 3). В какой-то момент своей истории гробница была разграблена, но все же имела некоторое сходство с первоначальным размещением предметов. Эти предметы состояли из медных и кремневых орудий, 77 гончарных сосудов, ящиков из слоновой кости, костей 2 быков, стрел и каменных сосудов.
Рис. 3. Погребальная камера Сабу (Эмери, 1949 г.).
Рис. 3. Погребальная камера Сабу (Эмери, 1949 г.).

Большинство из 48 каменных сосудов в погребальной камере были обнаружены разбитыми и представляли собой 20 различных форм каменных сосудов.

Материал, из которого изготовлены эти сосуды, состоял из травертина (39), метаалевролитов (7) и вулканических туфов (2). Одним из каменных сосудов была искусно сконструированная декоративная трехлопастная чаша из метаалеврита (рис. 4), которая первоначально была найдена раздавленной и разбросанной по центру гробницы. Кремневые орудия состояли из множества небольших ножей (85) и нескольких треугольных скребков (5).

Комнаты F и G по дизайну аналогичны комнатам A и B. В комнате F находились фрагменты глиняной посуды и несколько печатей с именем царя Анеджиба. В комнате G были разбросаны фрагменты каменных сосудов и глиняной посуды.

Орнаментальная трехлопастная «сланцевая» чаша

Декоративная трехлопастная чаша имеет максимальный диаметр 61 см и максимальную высоту 10 см (Эмери, 1949). Поскольку первоначально он был найден раздавленным, он был восстановлен и теперь выставлен в Каирском музее (JE71295, рис. 4).

Рис. 4. Орнаментальная чаша из гробницы I династии Сабу (гробница 3111). 
(д. 61 см, Каирский музей, фото: Роман Колесниченко)
Рис. 4. Орнаментальная чаша из гробницы I династии Сабу (гробница 3111). (д. 61 см, Каирский музей, фото: Роман Колесниченко)

Сосуд состоит из плоской круглодонной чаши с 3 тонко вырезанными изогнутыми лопастями, ориентированными под углом 120 градусов по периферии. Очень плоские и широкие чаши известны от 1-й до 3-й династий, но в додинастический период не было найдено ни одной (Эль-Хули, 1978).

Лопасти отделены от каймы тремя двояковыпуклыми отверстиями (рис. 5). В центре сосуда находится тонко вырезанная трубка диаметром около 10 см (рис. 6).

При осмотре ребра плоской формы чаши сосуда не показывают идеальной симметрии (рис. 7).

Рис. 5. Перфорация двояковыпуклой формы с коническим краем. 
(Каирский музей, фото: Роман Колесниченко)
Рис. 5. Перфорация двояковыпуклой формы с коническим краем. (Каирский музей, фото: Роман Колесниченко)
Рис. 6. Крупный план центрального отверстия. 
(Каирский музей, фото: Роман Колесниченко)
Рис. 6. Крупный план центрального отверстия. (Каирский музей, фото: Роман Колесниченко)
Рис. 7. Ребро на виде, показывающее асимметричную форму чаши. 
(Каирский музей, фото: Роман Колесниченко)
Рис. 7. Ребро на виде, показывающее асимметричную форму чаши. (Каирский музей, фото: Роман Колесниченко)

В прошлом некоторые египтологи использовали термин «сланец» для описания этого артефакта (Emery 1949, Aldred 1981); другие идентифицировали объект как сланец (Smith 1981).

Термин сланец не использовался в современном геологическом контексте (т. е. Средне- и крупнозернистая листоватая метаморфическая порода), но использовался для описания мета-осадочной породы, называемой мета-алевролитом (сцементированный мелкий песок с примесью глины, подвергшийся воздействию высокого давления или температуры). Эта порода представляет собой, по существу, осадочный алевролит, очень слабо метаморфизованный. Он по-прежнему сохраняет обломочную осадочную текстуру и не имеет видимой сланцеватости.

Мета-алевролит похож на сланец, но он более крупнозернистый и не имеет трещиноватости или сланцевой спайности, что делает его твердой породой, которая при ударе не разрушается легко по дискретным плоскостям.

Слабый метаморфизм алевролитов укрепляет породу и увеличивает сцепление минеральных зерен (т.е. твердость породы), делая породу менее подверженной разрушению при резке.

Это позволяет вырезать мелкие детали и сложные формы на сосудах, статуях, палитрах и других подобных предметах. Мета-алевролит как материал для изготовления сосудов стал использоваться в середине додинастического периода и широко использовался в раннединастический период (Aston 1994).

Помимо трехлопастной чаши есть ряд предметов из мета-алевролита с замысловатой резьбой, известных из раннего династия, таких как очень богато украшенный туалетный лоток (рис. 8), сосуды в форме цветка (например, 1-я династия, UC37063 — примечание: идентифицировано как граувакка). но более вероятно, что мета-алевролит, мета-граувакка не использовалась до Древнего Царства и не использовалась для сосудов (Nicholson & Shaw 2000) - сосуды в форме листьев (например, 1-я - 2-я династии, UC35653), сосуды, имитирующие плетение корзин (например, 1-я - 2-я династия, UC35654), сосуды в форме иероглифических символов (например, 1-я династия, блюдо для возлияния) и даже использовались для имитации металлических сосудов (например, каменный сосуд с имитацией головок заклепок (Lauer 1976, pl. 109).

Многие из этих сложных и креативных дизайнов уникальны для раннего династического периода, демонстрируя высокую степень экспериментирования в художественном выражении того времени.

Возможное использование трехлопастной чаши

Эмери (1972) предполагает, что артефакт мог быть вырезан по форме, имитирующей металлический сосуд, с центральным отверстием, которое изначально предназначалось для размещения на пьедестале.

Возможная конкуренция между мастерами металлических и каменных сосудов могла быть одной из причин развития художественного выражения в формах декоративных каменных сосудов в ранний династический период (Эль-Хули, 1978).

Уильям Кей предположил, что сосуд был ритуальной масляной лампой с тремя пламенами, в которой пучки тростника, погруженные в масло, служили фитилями.

Эти пучки тростника удерживались на месте лопастями, а сосуд подвешивался на пьедестале, вставленном через центр. Был ли он на самом деле использован для этой цели, неясно.

Хрупкий характер такого искусно вырезанного каменного предмета сильно ограничивает его практическое использование и предполагает чисто декоративную функцию, религиозную или другую подобную ритуальную цель.

Хотя было высказано предположение, что сосуд предназначался для удержания на пьедестале, центральная трубка могла также использоваться в качестве подставки для удержания другого сосуда или предмета. Смит (1981) предположил, что центральная трубка была контейнером. Каменные трубы использовались древними египтянами для удержания круглодонных сосудов, и во всем династическом Египте есть много таких примеров, в том числе из раннего династического периода (Эль-Хули, 1978).

Еще один объект, напоминающий трехлепестковую чашу, — глиняная фигурка змеи периода Нагада II (Petrie c1974, рис. 9, UC15361).

Объект состоит из круглого диска с четырьмя змеями, три из которых представлены в виде приподнятых голов (возможно, кобр), ориентированных под углом 120 градусов вокруг центрального сосуда круглой формы, из которого, кажется, пьет четвертая змея, и три рога. углубления по периферии.

У каждой из трех поднятых змей на спине есть дополнительный глаз, сделанный из скорлупы страусиного яйца.

Рис. 9. Фигурка глиняной змеи (UC15361) периода Нагада II. 
(высота 10,5 см. Музей Петри, фотография Джона Бодсворта из архива Египта)
Рис. 9. Фигурка глиняной змеи (UC15361) периода Нагада II. (высота 10,5 см. Музей Петри, фотография Джона Бодсворта из архива Египта)

Использование этих ранних статуэток и их религиозное или магическое значение для древних египтян изучено недостаточно. Фигурки животных часто ассоциировались с подношениями религиозным святыням для различных ранних божеств.

Есть также ряд додинастических объектов, которые изображают тесную связь между змеями (змеями или кобрами) и слонами. Эти змеи либо ведут, либо находятся под слонами в процессии (рис. 10, UC15266) и часто связаны со многими другими животными, включая львов, птиц, рогатых быков и других четвероногих.

В некоторых примерах считается, что эти змеи представляют собой ранние изображения урейской кобры из-за приподнятой головы и шеи, типичных для этих видов змей (Johnson 1990).

Выемка в форме рога по периферии глиняной фигурки выше может быть упрощенным изображением слона в виде символа в форме бивня и трех связанных змей/кобр, ведущих их в процессии.

Хотя другие додинастические объекты не изображают то, к чему на самом деле ведут процессию животных змеи, в случае с глиняной фигуркой выше это может быть какая-то форма жидкости.

Эта жидкость может представлять собой источник воды, так как змеи в засушливые сезоны обычно встречаются в непосредственной близости от воды, а Нил во время разливов обычно смывает их за пределы местности в большом количестве.

Если это так, змеи могут символически вести промысловых животных в места, где они могут собираться вблизи воды, например, в оазис или Нил, чтобы на них было легче охотиться.

Неясно, представляет ли трехлопастная чаша подобный символизм, хотя доли напоминают формы голов змеи/кобры в абстрактной форме, двояковыпуклая форма характерна для изображения переплетенных змей (рис. 10 а-б), а центральная трубка предполагает подставку для сосуда.

Рис. 10. Поздний додинастический ураэль. 
а) рукоять бруклинского ножа (ок. 3200-3000 до н.э.),
б) Рукоять ножа "Карнарвон" (ок. 3200 г. до н.э.),
в) Ручка гребня "Дэвис" (ок. 3200 г. до н.э.)
(Джонсон, 1991).
Рис. 10. Поздний додинастический ураэль. а) рукоять бруклинского ножа (ок. 3200-3000 до н.э.), б) Рукоять ножа "Карнарвон" (ок. 3200 г. до н.э.), в) Ручка гребня "Дэвис" (ок. 3200 г. до н.э.) (Джонсон, 1991).

Источники:

1. Aldred, C. (1981) Egypt to the end of the Old Kingdom. McGraw-Hill, New York, 143 p.

2. Aston, B.G. (1994) Ancient Egyptian stone vessels: materials and forms. Heidelberger Orientverlag, Heidelberg, 196 p.

3. Clark, S. & Engelbach, R. (1930) Ancient Egyptian masonry. Oxford University Press, New York, 242 p.

4. El-Khouli, A. (1978) Egyptian stone vessels. Predynastic period to dynasty III v.1-3, Verlag Philipp von Zabern, Mainz am Rhein.

5. Emery, W. B. (1949). Great Tombs of the First Dynasty, Vol. 1, Excavations at Saqqara, Service des Antiquités de I’Egypte. Government Press., 157 p.

6. Emery, W.B. (1972) Archaic Egypt. Penguin Books, Harmondsworth, 269 p.

7. Johnson, S.B. (1990) The cobra goddess of ancient Egypt: Predynastic, Early Dynastic, and Old Kingdom Periods. Kegan Paul International. New York, 276 p.

8. Lauer, J-P. (1976) Saqqara: the royal cemetery of Memphis: excavations and discoveries since 1850. Thames and Hudson, London, 248 p.

9. Lehner, M. (1997) The complete pyramids. Thames and Hudson, New York, 256 p.

10. Nicholson, P.T. & Shaw, I. (2000) Ancient Egyptian materials and techniques. Cambridge University Press, New York,  702 p.

11. Petrie, W.M.F. (c1974) Prehistoric Egypt. Aris & Phillips, Warminster, UK, 54 p.

12. Smith, W.S. (1981) The art and architecture of ancient Egypt. Yale University Press, 500 p.

13. Stocks, D.A. (1993) Making Stone vessels in Ancient Mesopotamia and Egypt. Antiquity, 67, 596-603.

14. Stocks, D.A. (1999) Stone sarcophagus manufacture in ancient Egypt. Antiquity, 73, 918-22.

15. Stocks, D.A. (2001) Testing ancient Egyptian granite-working methods in Aswan. Upper Egypt, Antiquity, 75, 89-94.

16. Warden M. (2000) Recarving the Narmer Palette. Nekhen News, 12, 26-27.

Перевод с английского статьи 2003 года "The Tomb of Sabu and The Tri-lobed "Schist" Bowl": https://www.bibliotecapleyades.net/egipto/esp_egipto_mist_2c.htm

Спасибо, что не поленились и дочитали до конца. Надеюсь вас не утомила полнота информации, что в наше время редкое явление. Тогда подписывайтесь на канал, ставьте лайки и комментарии, это дополнительная мотивация для меня искать дальше.