Произведения искусства и вообще любые ценные артефакты постоянно перемещаются. Мало что находится там, где оно возникло, и даже целые архитектурные комплексы меняли свои места, вспомним Пергамон, по камешкам перенесенный в Берлин, где он стал основой одноименного музея. А ворота Иштар? Можно и еще вспомнить. Вопрос лишь в том, насколько законны перемещения тех или иных объектов культуры. И тут все, как говорится, неоднозначно.
Когда итальянец, укравший в Лувре "Джоконду", пытался оправдаться на суде, напирая на то, что он совершил преступление из патриотических побуждений, желая вернуть шедевр Леонардо на родину, его жалкий лепет справедливо не произвел на суд никакого впечатления. То, что сам Леонардо да Винчи лично подарил эту картину французскому королю Франциску I — факт, так что "Джоконда" находится в Лувре совершенно честно и законно.
Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.
Но не всегда законное местонахождение шедевра так четко определено. Возьмем скульптуры Парфенона, буквально вырванные из храма, для чего пришлось разрушить его потолок. Этот вандализм был осуществлен под руководством графа Эльджина, который вывез барельефы и скульптуры в Англию. При этом он оправдывал себя не только интересами коллекционера, но и тем, что он спасает эти шедевры Фидия от разрушения и разграбления. Кстати, в этом он был прав, поскольку Акрополь тогда был турецкой крепостью и находился в плачевном состоянии, быстро разрушался. Турецкие власти разрешили вывезти скульптуры.
Однако потом граф продал их Британскому музею, где они выставлены и сейчас. Греция, как только обрела независимость в 1830 году, стала требовать вернуть шедевры. Борьба за это идет до сих пор. И кто прав?
Другой пример спорной ситуации связан с так называемым золотом Шлимана. Археолог-любитель Генрих Шлиман, искавший (и нашедший) Трою, в 1873 году обнаружил клад, который принял за легендарные сокровища троянского царя Приама. Дело происходило, как вы понимаете, в Османской империи, ныне Турция, и Шлиман боялся, что древние ценности будут конфискованы властями. Поэтому он украл их, тайно вывезя в Афины. Потом, правда, возместил ущерб, заплатив впятеро больше, чем требовали турки. Шлиман предлагал сокровища в музеи Афин, Лондона, Парижа и Неаполя, но по разным причинам ему отказывали. Только немцы согласились взять "сокровища Приама".
Когда в 1945 году советские войска брали Берлин, клад был спрятан под зоопарком в бункере. Боясь, что он будет разграблен, профессор Унферцагт передал их советской комендатуре. Там они оказались в СССР, где долгое время хранились в тайне. 3/4 клада было потом передано ГДР, остальные 259 предметов остались в Москве. Во время перестройки они были обнародованы и выставлены. Немцы начали требовать их себе, но Россия до сих пор не отдала сокровища Приама. Аргумент: 3/4 мы вам отдали, а это компенсация за те разрушения, которые нанесли фашисты нашим культурным ценностям.
Как думаете — это убедительно?
Читайте еще на моем канале:
Можно ли назвать современное искусство декадентским
Что такое биоэтика, и чем она занимается