Найти в Дзене
Малдер расскажет

Что случилось с Эмбер-Ли? Одно из самых загадочных исчезновений в истории Новой Зеландии

В прошлом месяце исполнилось 30 лет со дня исчезновения 2-летней Эмбер-Ли в Кингстоне. Она была там со своей матерью Николой Круикшенк, отчимом Джеймсом Гиллом и младшим братом, Дэнни. Несмотря на тщательные поиски в городе, его окрестностях и в близлежащем озере девочку так и не нашли... Дело Эмбер-Ли Круикшенк считается одним из самых загадочных нераскрытых дел в Новой Зеландии. И если попытаться вникнуть во все его детали, то с этим трудно не согласиться. В последний раз девочку видели 17 октября 1992 года в маленьком городке Кингстон в южной оконечности озера Уакатипу. На самом деле, это поселение так мало, что правильней назвать его деревней. Ведь на 2020 год там проживало всего 360 человек, поэтому все прекрасно знают друг друга. Эмбер-Ли осталась без присмотра на роковые 30 минут. Кингстон прочесывали снова и снова, заглядывая под каждый камень - везде, куда могла забраться или упасть маленькая девочка. Ни намёка, ни следа, ничего... (Внимание, длиннопост. Время чтения ~ 15 мину
Оглавление

В прошлом месяце исполнилось 30 лет со дня исчезновения 2-летней Эмбер-Ли в Кингстоне. Она была там со своей матерью Николой Круикшенк, отчимом Джеймсом Гиллом и младшим братом, Дэнни. Несмотря на тщательные поиски в городе, его окрестностях и в близлежащем озере девочку так и не нашли...

Дело Эмбер-Ли Круикшенк считается одним из самых загадочных нераскрытых дел в Новой Зеландии. И если попытаться вникнуть во все его детали, то с этим трудно не согласиться.

В последний раз девочку видели 17 октября 1992 года в маленьком городке Кингстон в южной оконечности озера Уакатипу. На самом деле, это поселение так мало, что правильней назвать его деревней. Ведь на 2020 год там проживало всего 360 человек, поэтому все прекрасно знают друг друга.

Эмбер-Ли Круикшенк
Эмбер-Ли Круикшенк

Эмбер-Ли осталась без присмотра на роковые 30 минут. Кингстон прочесывали снова и снова, заглядывая под каждый камень - везде, куда могла забраться или упасть маленькая девочка. Ни намёка, ни следа, ничего...

(Внимание, длиннопост. Время чтения ~ 15 минут)

Маленькое чудо

Эмбер-Ли Роуз Круикшенк (Amber-Lee Rose Cruickshank) родилась в Горе 5 мая 1990 года в 14:45. Это была суббота, и её мать настояла на том, чтобы она могла наблюдать за появлением своей дочери через специальное зеркало.

22-летняя Никола сильно нервничала перед рождением своего второго ребёнка (первые роды прошли очень тяжело), а зеркало позволяло ей немного успокоиться и почувствовать контроль над происходящим.

Никола Круикшенк
Никола Круикшенк

Когда Эмбер-Ли появилась на свет, Никола была счастлива и сразу же почувствовала к малышке любовь. Так как она была матерью-одиночкой без хорошего образования и серьёзных перспектив, женщина планировала отдать девочку на удочерение, чтобы "дать ей лучшую жизнь". Но все изменилось, стоило только ей взглянуть на своё дитя.

- Я помню, как посмотрела на неё впервые - она была маленьким чудом. Это был поворотный момент в моей жизни, - рассказывает Никола Круикшенк. - Мне потребовалось 10 дней, чтобы подобрать ей имя. Я сидела и записывала в блокноте разные имена, а потом мне пришло в голову имя Эмбер-Ли Роуз. Роуз - потому, что она была похожа на маленький бутон розы. Со дня рождения у неё были милые красные щечки...

"Ангелы и демоны"

Эмбер-Ли была очаровательным младенцем, который затем превратился в весёлую и улыбчивую малышку.

- Она была глотком свежего воздуха. Она была озорницей и настоящей болтушкой. Любила помогать мне, хотя больше шалила, разбрасывая повсюду игрушки, но это было так мило, - делится воспоминаниями Никола. - Она была моим лучиком света и обожала своего старшего брата, преследуя его по всему дому. Такая счастливая, такая розовощёкая...
Эмбер-Ли Круикшенк
Эмбер-Ли Круикшенк

Нет сомнений, что Эмбер-Ли и её старший брат, Харли, были окружены заботой, и их по-настоящему любили. Но у Николы были и свои демоны, с которыми она боролась уже несколько лет - наркотики. Она уже несколько раз бросала, но, как говорят, "бывших среди них не бывает".

Никола была чиста несколько лет, но в 1991-м, через 1 год после рождения Эмбер-Ли, она сорвалась. По её словам, это были "недели безумия", которые вскоре закончились, и она сумела вернуться к нормальной жизни. В этом ей помог Джеймс Гилл, который в будущем станет её мужем.

Смена обстановки

У Джеймса тоже была непростая и в чём-то похожая судьба, возможно поэтому они так легко сблизились, поскольку понимали друг друга с полуслова. Осенью 1991 года Гилл переехал к Николе, а в середине 1992-го она родила своего третьего ребёнка - Дэнни.

Но призраки прошлого в виде старых знакомых и неприятных воспоминаний продолжали преследовать семью. Поэтому Никола и Джеймс решили, что пришло время оставить проблемы позади и начать всё заново.

Эта фотография Николы и её троих детей (Эмбер-Ли, Дэнни и Харли) была сделана за два дня до отъезда из Отаута
Эта фотография Николы и её троих детей (Эмбер-Ли, Дэнни и Харли) была сделана за два дня до отъезда из Отаута

В то время они жили в городе Отаутау. Они решили продать свою просторную белую виллу и купили удобный дом на колёсах. Их план состоял в том, чтобы поехать на Западное побережье и начать новую жизнь.

Путь на север

В субботу, 17 октября 1992 года, Никола, Джеймс и дети загрузили вещи в передвижной дом и отправились в дорогу. Эмбер-Ли и Дэнни были уложены в спальне. Молодая пара надеялась, что они смогут поспать во время поездки.

Ранее они попрощались со старшим сыном - Харли, который должен был до декабря остаться в Отаутау с близкой подругой Николы, чтобы закончить семестр в школе (он длился до декабря), а потом присоединиться к своей семье.

Примерно такой автодом был у Николы и Джеймса
Примерно такой автодом был у Николы и Джеймса

У Джеймса был приятель по имени Ричард Детте, который жил в Кингстоне со своей подругой, Белиндой Сэйер. Гилл хотел навестить его, прежде чем отправиться в долгий путь, пролегающий почти через всю страну.

Кингстон находился всего в полутора часах езды, так что им не потребовалось много времени, чтобы добраться до дома Ричарда. Они остановились лишь в Моссберне, чтобы купить мороженое для Эмбер-Ли.

В Кингстоне

Поездка прошла нормально, если не считать одного инцидента. Когда они проезжали к Гарстону, совершенно неожиданно разбилось заднее стекло в их автодоме (не в той комнате, где спали дети). Возможно, это было связано с велосипедом, который был там закреплён. Но это выглядело слишком странно. У Николы и Джеймса даже возникло ощущение, что кто-то разбил его специально. Хотя рядом не было ни других машин, ни людей.

Город Кингстон
Город Кингстон

Когда Круикшенк и Гилл добрались до Кингстона, они осмотрели повреждения. Оказалось, что осколки стекла разлетелись по всей спальне. Они были на кровати и в вещах, а это означало, что уборка займёт много времени, и им придётся остаться у Детте на ночь.

Дом Детте находился на Корнуолл-стрит, 52 - всего в каких-то 50 метрах от берега озера. Они припарковали свой трейлер на лужайке рядом с домом. Затем Никола переодела только что проснувшихся детей и отвела их в дом, чтобы познакомить с Ричардом и Белиндой.

Они провели вместе около 1 часа, а потом Никола и Эмбер-Ли пошли к озеру Уакатипу. Малышка ненавидела воду, и ей никогда не нравилось купаться, поэтому она согласилась на это с явной неохотой.

Эмбер-Ли Круикшенк вместе с братом и другими детьми
Эмбер-Ли Круикшенк вместе с братом и другими детьми
- Мы подошли к берегу, и Эмбер опустила руку в воду. Она тут же отскочила, сказав, что она слишком холодная.

Прогулка на лодке

Был солнечный день, и температура поднялась до 17 C°. Семейство решило устроить барбекю прямо на берегу, чтобы полюбоваться озером. Там плавало несколько лодок, отдыхающие катались на водных лыжах, а кто-то рыбачил. Это был прекрасный день, не суливший ничего плохого. Николь даже удалось убедить Эмбер-Ли покататься с ней на лодке.

- Мое самое приятное воспоминание - это то, как она сидела у меня на коленях, когда мы были в лодке, и просто смеялась, - со слезами на глазах вспоминает Никола во время интервью для издания Herald. - Она была так счастлива. Вокруг плескалась и искрилась вода. Это последнее воспоминание, которое у меня осталось о Эмбер-Ли...
Дом Ричард Детте
Дом Ричард Детте

Около 19:00 они вернулись на берег, и Никола отправилась кормить детей. Тем временем Джеймс и Ричард пошли в автодом, чтобы убрать осколки стекла и вставить новое. Закончив с делами, Круикшенк сходила в душ и решила немного прогуляться по Кингстону.

Уходя, она видела, как Эмбер-Ли сидит на подъездной дорожке, и сказала Джеймсу, который всё ещё занимался уборкой в их доме на колесах, чтобы он приглядывал за ней.

"Где Эмбер?"

- Я вернулась через 30 минут, - рассказывает Никола. - Джеймс как раз вышел из автодома. Он увидел меня и поинтересовался: "Как прошла прогулка?". Я ответила что-то банальное и спросила: "Что делают дети?".

Джеймс сказал, что Дэнни в постели, а в ответ на вопрос: "Где Эмбер?" - он на секунду задумался и сказал: "Кажется, она смотрела телевизор". Никола вбежала внутрь и, осмотрев дом, поняла, что дочери там нет.

Дом, где жил Ричард Детте и Белинда Сэйер
Дом, где жил Ричард Детте и Белинда Сэйер
- Я вышла на улицу и вернулась к Джеймсу, который сидел с Ричардом и Белиндой на берегу. На мой вопрос, видели ли они Эмбер, все ответили "нет", а я сказала: "Вы шутите?" А потом мы просто впали в панику, начали бегать по берегу, выкрикивать её имя.

Солнце уже клонилось к закату, но Никола, Джеймс и их друзья даже не думали о сне. Они бегали по округе, стучались к соседям и спрашивали о маленькой девочке.

По горячим следам

В 21:12, то есть примерно через 1 час с того момента, как Эмбер-Ли видели в последний раз, Никола позвонила в службу 111. Полиция и поисково-спасательный отряд добровольцев приехали в Кингстон примерно в 22:00.

Они мало что смогли сделать в этот день, так как уже стемнело. Полиция и поисковики лишь осмотрели береговую линию, все улицы и часть леса, но основную часть поисков отложили до рассвета.

Никола Круикшенк на берегу озера Уакатипу, где исчезла её дочь
Никола Круикшенк на берегу озера Уакатипу, где исчезла её дочь

С 8:00 до 17:00 в воскресенье, а затем и в понедельник люди обыскивали территорию в радиусе 5 километров. Было задействовано более 100 человек: большая часть обыскивала сушу, байдарочники искали на поверхности воды, водолазы обследовали дно. На место были доставлены собаки-ищейки и вертолет, но Эмбер-Ли словно провалилась сквозь землю.

Поиски были прекращены поздно вечером в понедельник. Полиция вынесла предварительный вердикт о том, что Эмбер-Ли утонула, но кошмар для Николы и Джеймса только начинался.

Шаг за шагом

- Следующие месяцы мы вставали на рассвете и шли искать Эмбер. Мы искали её везде: ходили по железнодорожным путям, заглядывали в лощины, овраги... всюду, - вспоминает Круикшенк.

Ещё они приглядывались к людям в Кингстоне, ища в их поведении нюансы, которые смогли бы указать на их причастность. С каждым днём Никола и Джеймс становились всё более и более подозрительными, уже боясь сойти с ума.

Эмбер-Ли Круикшенк
Эмбер-Ли Круикшенк
- После двух месяцев это стало невыносимо. Понимаете? - рассказывает Никола. - Мы ведь прочесали Кингстон сверху донизу и опросили каждого жителя. Если вы не были в Кингстоне, то просто представьте небольшую деревню в 100 домов. Там невозможно заблудиться.

Чтобы хоть как-то утешить свою печаль, пара установила мемориальную доску в память об Эмбер-Ли и посадила на детской площадке у озера дерево - ликвидамбар. Оно находится примерно в 100 метрах от того места, где девочку видели в последний раз.

Жить дальше...

Следующие годы пары прошли как в тумане, они не оставляли поисков и делали всё возможное, чтобы разыскать девочку. Однажды Никола даже обратилась к экстрасенсу.

- Она сказал мне, что Эмбер-Ли мертва, и, по сути, это - моя вина. Так как это месть человека из моего прошлого. Мне было очень больно это слышать, и в тот день я сорвалась, - вспоминает Круикшенк.

Зависимость Николы оказалась сильнее её воли, и она начала медленно опускаться на "дно". Сначала она потеряла работу, потом, оставив детей с Джеймсом, ушла из дома. Закончилось всё тем, что в 2008 году 40-летняя Круикшенк оказалась в тюрьме за торговлю наркотиками.

Никола Круикшенк
Никола Круикшенк
- Честно говоря, я рада, что попала за решётку, и благодарю судью за это решение. Я знаю, что это потрясло моих родных, я знаю, что это потрясло моих друзей. Это, конечно, потрясло и меня - но это было мне необходимо, - рассказывает Никола.

Выйдя из тюрьмы в 45 лет, женщина сказала себе, что с наркотиками покончено, и за последующие годы она действительно ни разу не нарушила данное себе обещание.

Сейчас у Николы хорошая работа, семь лет назад она купила дом. А самое главное - женщине удалось наладить отношения с сыновьями: Харли и Дэнни, а также с Джейкобом, родившимся через несколько лет после исчезновения Эмбер-Ли.

Памятная доска, посвящённая Эмбер-Ли, рядом с озером Уакатипу
Памятная доска, посвящённая Эмбер-Ли, рядом с озером Уакатипу

Но её жизнь по-прежнему нельзя назвать простой. Представьте, что вы просыпаетесь каждый день и не знаете, где находится один из ваших детей или любой другой член семьи, который очень вам дорог? Мучительное ожидание, смешанное с разочарованием и безысходностью. И так - каждую секунду каждого дня.

"Операция Оливер"

Вам наверное интересно узнать, ищут ли ещё девочку? Оказывается, да! В архиве полицейского участка Данидина хранится примерно 30 коробок с пометкой "Операция Оливер" - так называется расследование исчезновения Эмбер-Ли, которое продолжается с 1992 года.

Сотни, а может быть, и тысячи файлов содержат результаты допросов жителей городка Кингстон, письма, фотографии и множество других документов, которые хотя бы косвенно связаны с исчезнувшей малышкой.

Детектив Джон Кин
Детектив Джон Кин

И хотя в 1992-м полиция приостановила поиски, выдвинув версию о том, что Эмбер-Ли утонула, её дело всё ещё открыто. Сейчас расследованием руководит детектив Джон Кин из полиции Инверкаргилла.

- Было выдвинуто множество теорий - большинство, если не все, в той или иной степени исследованы, - сказал Джон Кин. - Мы разделили их на 3 группы: первая - она исчезла в озере, вторая - она исчезла на суше, третья - к её исчезновению причастен кто-то из людей.

В погоне за призраком

Джону кажется маловероятным, что в тот день в Кингстон приехал случайный человек и похитил Эмбер-Ли. Никто из жителей города не сообщал о незнакомых людях, а на берегу в тот момент находилось не менее 15 отдыхающих. Все они в были на виду.

Вид на дом, рядом с которым исчезла Эмбер-Ли
Вид на дом, рядом с которым исчезла Эмбер-Ли
- Кто-то бы наверняка заметил, что его условный сосед уводит девочку с подъездной дорожки дома. Хотя, всё могло совпасть таким образом, что Эмбер-Ли действительно забрал кто-то из жителей Кингстона. Хотя тут возникает вопрос: "Зачем?" и "Как ему удалось скрыть следы?", - продолжает размышлять детектив.

Хотя Джон считает это дело самым сложным в его практике, есть одна вещь, в которой он уверен. По его мнению, Эмбер-Ли точно не могла оказаться в озере Уакатипу.

Детектив Кин рассказал, что первая группа дайверов, отправившаяся туда в выходные, ничего не нашла. Им мешали плохие погодные условия, но в ноябре полицейский водолазный отряд провел второй обыск озера.

Озеро Уакатипу
Озеро Уакатипу
- Условия были практически идеальными. Вода в озере в те дни была очень чистой, а условия поиска хорошими, - объяснил детектив Кин. - Они искали примерно на расстоянии 80 метров от берега, где глубина воды достигает 12-15 метров. При этом они сообщали, видимость была такой, что дно было видно даже без погружений.

Никола или Джеймс?

Но если её исчезновение не связано с озером, то где же она? Может быть, просто заблудилась, а потом споткнулась и упала где-нибудь на склоне здешних холмов? Вряд ли, тогда бы её нашли вечером или на следующий день.

На протяжении многих лет полиция тщательно расследовала такие версии, как: случайная жертва ДТП, убийство по неосторожности, похищение с целью продажи, жестокая месть за старые грехи Николы или Джеймса и много других.

Эмбер-Ли Круикшенк
Эмбер-Ли Круикшенк
- Одно время мы очень плотно взялись за Николу и Джеймса, считая, что это их рук дело. Поскольку у них имелись долги из-за прошлых связей с наркотиками, - рассказывает детектив Кин. - Но, изучив их вдоль и поперёк, мы сошлись во мнении, что они никак не связаны с пропажей Эмбер-Ли.

Взгляд с другого ракурса

Ещё одним полицейским, который согласился пообщаться с прессой об этом деле, был детектив Уорик Уокер, занимавшийся его расследованием в 1990-х годах. Он не работает в полиции более 15 лет, но до сих пор не может выкинуть Эмбер-Ли из головы.

- Это самое непонятное дело, над которым я работал за 20 с лишним лет работы в полиции, - говорит бывший детектив Уорик Уокер. - Я работал над несколькими странными и трудными делами, но ничего такого, что нельзя было бы раскрыть.
Бывший детектив Уорик Уокер
Бывший детектив Уорик Уокер

По его мнению, исчезновение 2-летней девочки днём на таком открытом и просматриваемом месте - это что-то из разряда сверхъестественного.

- Наиболее вероятно, что её кто-то похитил, и, вероятнее всего, он был не один. - рассуждает Уокер. - Ещё она могла заблудиться и упасть в какую-нибудь в яму. Всё-таки Кингстон - это старый шахтерский город, и там ещё встречаются провалы в земле. Поисковики могли его пропустить из-за малого размера. Много ли места нужно ребёнку?

"Я не остановлюсь"

Никола много раз представляла, каково было бы получить звонок, когда полицейский, находящийся на другом конце провода, скажет: "Мы нашли Эмбер-Ли". И однажды она почувствовала, каково это. Почти…

Ей позвонили и сказали, что нашли кости в озере, но это была ложная тревога. Останки принадлежали овечке.

Никола Круикшенк
Никола Круикшенк

В следующем году Николе исполнится 55 лет. И она говорит, что все, чего она хочет - это знать, где её дочь. Она уже не ищет справедливости. Конечно, Круикшенк хотела бы, чтобы человек, ответственный за исчезновение её ребенка, предстал перед судом по всей строгости закона, но больше всего женщина мечтает о возвращении Эмбер-Ли домой.

Это не излечит десятилетия мучительного ожидания, но принесет покой Николе и её сыновьям. Ведь она уже давно потеряла счёт розданным листовкам, пройденным километрам и тому, сколько раз просила общественность поделиться информацией о местонахождении дочери.

- Я не хотела бы думать, что через 25 лет, когда мне будет 80, я буду сидеть в кресле-качалке, и всё ещё думать о том дне. Боюсь, моё сердце этого не выдержит... - говорит Никола.