Каждый метод духовной садханы имеет определенную дисциплину, без которой ничего не достигается. Способ медитации Веданты отличается от любого другого метода медитации. Хотя все методы медитации применяются для понимания, познания и постижения всех состояний сознания, ведантический метод медитации ориентирован на адвайту: для него не следует выбирать ни тонкий, ни грубый, ни конкретный, ни абстрактный объект, кроме Ом. Достижение медитативного состояния. Ум уже занят бесчисленными образами мыслей, символами, воображением и фантазиями. Создание еще одного ораза — пустая трата времени и энергии, не имеющая никакой цели. У ума есть привычка останавливаться на каком-то объекте, и звук и слог Ом лучше всего подходят для укрепления концентрации, медитации и философии жизни.
Предварительные упражнения, которым следуют другие школы медитации, также следуют методу Веданты. К ним относятся сидение в устойчивой и удобной позе с прямой головой, шеей и туловищем и обучение диафрагмальному дыханию, чтобы регулировать движение легких и сознательный контроль рефлекторной системы. Обычно рефлекторная система не находится под сознательным контролем, потому что неравномерность движения легких из-за неравномерного дыхания нарушает насосную станцию (сердце), которая снабжает кровью мозг. Мозг — это вместилище ума, и если сердце встревожено, ум тоже встревожен. Когда озеро ума потревожено, человек не может ясно видеть, что находится на дне озера. Когда сознательный разум встревожен, возможности бессознательного разума не могут быть оценены, а креативность не может проявиться и выразиться в повседневной жизни. Поэтому важно дисциплинировать тело и практиковать неподвижность, а также регулировать движение легких с помощью гармоничного дыхания. Регулирование тела, дыхания и сознательного ума не дает стремящемуся духовной мудрости. Но если их не дисциплинировать, они мешают стремящемуся, и он не может быть свободным для постижения более высоких уровней сознания. Хотя предварительно, эта дисциплина очень важна.
Чтобы иметь устойчивую осанку, стремящийся выбирает особую позу, удобную и прямую. Сиддхасана, сукхасана и свастикасана чаще всего рекомендуются учителями медитации. Для преданных искателей рекомендуется только сиддхасана — совершенная поза. Падмасана, или поза лотоса, символична и является хорошим упражнением, но часто наблюдается нарушение работы пранических проводников, если бандхи (замки) выполняются неправильно. Конечно, для медитации следует тщательно выбирать удобное сиденье, а также чистое, просторное и тихое место.
При этом методе достигается внутреннее счастье и спокойствие, и не ощущается и не наблюдается никакого потоотделения, подергиваний или сотрясений. В установлении гармоничного дыхания стремящемуся безмерно помогают вдохи и выдохи Ом. После установления образца безмятежного, спокойного дыхания в устойчивой, удобной позе медитатор учится иметь дело с сознательной частью ума. Сознательная часть ума — это тот аспект, который люди используют во время бодрствования. Все чувственные восприятия, полученные в состоянии бодрствования, хранятся в бессознательной части ума, которая представляет собой обширный резервуар памяти. Лишь немногие счастливчики умеют не поддаваться влиянию чувственных восприятий, чувств и желаний, которые вспоминаются в состоянии сновидений. В состоянии бодрствования человек не исполняет все свои желания, поэтому неудовлетворенные желания остаются в ложе памяти, и всякий раз, когда сознательный ум отдыхает и расслабляется, эти впечатления о неисполненных желаниях всплывают. Во время сна ум остается отстраненным от объектов мира, потому что чувства не используются умом. Внешние впечатления и раздражители в это время не воспринимаются и не осмысливаются, но все же в сознании проходят яркие переживания ранее заложенных идей, желаний, чувств и мыслей.
Аспект ума, вовлеченный в состояние сновидения, можно взять под контроль с помощью медитации. Сознательный ум и его поле можно расширить, и такое расширение полезно стремящемуся в постижении более высоких уровней. В этом методе медитации любые фантазии или поверхностные переживания отбрасываются, поскольку они выходят на поверхность ума медитирующего со скрытых уровней бессознательного. Следовательно, опыт любого типа считается недействительным до тех пор, пока ум не будет полностью очищен и рассеянность ума не будет поставлена под сознательный контроль. Спокойствие ума, умиротворение и счастье — единственные признаки прогресса, ободряющие медитатора. Видение видений и символов или получение догадок — даже если они верны — полностью отбрасываются, и эти препятствия считаются отвлекающими факторами. Никакие сиддхи или чудеса не принимаются как часть ведантической садханы. Видение обычного ума отличается от видения медитатора. Видение медитатора ясно, но видение сновидца или обычного ума остается затуманенным. Когда медитация углубляется, бессознательная часть ума и состояние сна также постепенно берутся под контроль. Сон необходим для человеческого тела, чувств, дыхания и ума.
Если бессознательный ум не находится в покое, и если есть постоянный беспорядок, тогда ум неуравновешен. Когда сознательный ум взволнован приходящим потоком неисполненных желаний, мыслей и чувств, чувства не способны восприниматься так, как должны. Если сознательный ум свободен от конфликтов, то он координирует свои действия с органами чувств, и данные, собираемые посредством чувственного восприятия, точны. Конфликты возникают в сознательном уме из-за недостатка решительности, и ум теряет способность координировать чувства. Если чувственное восприятие неверно, концептуализация будет ошибочной, поэтому необходимо разрешить ментальные конфликты, чтобы восстановить координацию. Теряющие душевное равновесие или привычно неуравновешенные становятся жертвами либо психосоматических расстройств, либо патологического поведения. Однако если человек знает, как справляться с беспокоящими мыслями, желаниями и чувствами, тогда сознательный ум может управлять чувствами, и поведение становится нормальным.
Современные психологи используют методы консультирования для решения таких проблем. Но не развив в себе способности справляться с ними, человек навсегда останется зависимым от вожатых. Практикуя медитацию, человек развивает непосредственный опыт и способность иметь дело с умом. Таким образом, человек постепенно обретает уверенность и знает, как справляться с мыслями, желаниями и чувствами, которые создают беспокойство и беспокойство в бессознательном уме. Медитативные техники также могут применяться консультантами, чтобы помочь им поставить диагноз и помочь пациентам стать более осознанными и независимыми.