Сознание, переживаемое во время сновидения, — это У, вторая буква Ом. Это возвышенное промежуточное состояние между состояниями бодрствования и сна. Тот, кто знает это более тонкое состояние, выше других. Тот, кто знает это, — в его семье родятся знающие Брахмана.
Вторая фонема, У, имеет ту же природу, что и реальность сновидения (тайджаса). Когда стремящийся становится способным анализировать и осознавать природу У и реальность сновидения посредством глубокого созерцания и медитации, он обретает знание своего бессознательного ума и овладевает им.
После анализа природы ума и его модификаций стремящийся начинает осознавать тонкие впечатления, или самскары, которые создают все объекты снов. Затем стремящийся преодолевает негативные ментальные установки, такие как враждебность, ревность и ненависть. Будучи средней фонемой, У, промежуточное состояние, тоньше и превосходит А, первое. Она рассматривает мир как состоящий из идей, а не объектов, и поэтому ближе к Истине. Этот наш мир — это идея. Без идеи творчество остается в замешательстве. Это идея, которая строит мирскую структуру для людей. Следовательно, идея является архитектором и находится выше конструкции. Такой стремящийся, который осознает состояние У, может вдохновлять других, ибо он раскрывает тайну идей и творчества.
Реальность бодрствования всегда считается творческим и динамичным состоянием, поскольку у человека есть возможность и инструменты для самовыражения во внешнем мире. Вся система образования посвящена взращиванию этого состояния, ибо жизнь делится на два аспекта — внутренний и внешний. Важно управлять внешним аспектом жизни по трем причинам:
а) оно может стать средством для получения высшего знания и удовлетворения чувственных наслаждений;
б) оно дает знание переживаемого мира и его преходящей природы, что вдохновляет ум стремящегося искать другие измерения жизни; а состояние бодрствования — это сознательное состояние, и если стремящийся научится использовать это состояние для созерцания и медитации, это даст ему возможность расширить поле своего опыта по сравнению с теми, кто не медитирует и не созерцает.
Переживающий в момент бодрствования, сновидения и реальности сна, обнаруживает, что поглощен этим конкретным состоянием и не осознает другие состояния. Когда он анализирует свою роль в разных состояниях спящего, сновидца и познающего внешний мир, он удивляется и хочет постигнуть всё поле сознания и наблюдает его целиком, достигнув состояния за их пределами. Изучив состояние бодрствования, он любит исследовать сознание во время сновидения. Во время сновидения человек не осознает познаваемый мир так, как он осознает его в состоянии бодрствования, потому что его тело и чувства находятся в состоянии покоя, а его сознательный ум также движется к состоянию глубокого сна. В этом состоянии вспоминаются только прошлые воспоминания из бессознательного. На самом деле, никто не может определить состояние сновидение. Если кто-то решает видеть сны о чем-то, он не может видеть их так, как он того хочет. Решимость, вырабатываемая в состоянии бодрствования, не применяется к реальности состояния сна. Можно давать внушения самому себе, а затем вспоминать эти внушения и думать, что он может тренироваться и мечтать так, как хочет. Но на самом деле состояние сновидения находится вне контроля сознательного ума обычного человека. Когда переживающий не соприкасается с предметами мира, его чувства не воспринимают свежих впечатлений от них. Во время этого состояния ума поток этих подавлений и вытеснений выходит вперед. Хотя это прерывание, когда ум движется к состоянию сна, тем не менее, оно дает человеку возможность проанализировать свои желания, мотивы, чувства и мысли.
На этом этапе ум размышляет о нереализованных желаниях, чувствах и привязанностях. Мир сновидений уникален сам по себе, и в нем можно анализировать выступающие привычки ума. Глубоко укоренившиеся желания вызывают частые и повторяющиеся сны. Если нет тяги или желания что то исполнить, не будет необходимости мечтать или видеть сны. Сновидение — это продукт тех желаний, которые не исполнились. Ум путешествует по колеям своих неудовлетворенных желаний и создает преобладающий шаблон привычки. Таким образом, сны стоит анализировать, чтобы помочь понять преобладающие привычки своего ума. Но опять же, есть разные привычки, и иногда стремящийся думает, что полностью контролирует свои мысли, желания и чувства. Но снова он обнаруживает, что есть темные уголки бессознательного, где всё еще лежат какие-то скрытые желания. Предположим, что кто-то явно пропылесосил ковер в своей гостиной, и он выглядит очень опрятным и чистым; но если он приподнимет угол ковра, то обнаружит, что под ним спрятан слой грязи. Так обстоит дело и с бессознательным умом. Когда стремящийся проходит через различные уровни бессознательности, приходит время, когда весь его ум становится перевернутым шиворот навыворот. Но горячее желание достичь цели жизни может уничтожить другие желания, чувства и мысли. В таком случае человек выходит за пределы этой суматохи и переживает то высшее измерение, к которому он стремился.
У ума также есть свойство успокаивать себя, какой бы сложной ни была проблема. То, с чем ум не может справиться в состоянии бодрствования, он имеет дело во время сна. Вот почему его называют более тонким состоянием, чем состояние бодрствования. Это состояние является терапевтическим, потому что в нем есть возможность выразить себя так, как хочется. Все неисполненные желания, мысли и чувства, которые по каким-либо причинам не исполняются в состоянии бодрствования, создают реальность сновидения. Нельзя мечтать о том, чего человек никогда не видел, не представлял, не слышал и не читал.
Индивидуальное «я» испытывает множество измерений реальности, и реальность сновидения — одно из них. Во сне разум хочет выдвинуть и выразить те идеи, желания, мысли и чувства, которые по каким-либо причинам не могут быть выражены в состоянии бодрствования. Нельзя понять состояние сновидения, просто анализируя новые сновидения. В состоянии сна человек совершенно забывает, кем он был в состоянии бодрствования. В состоянии сна человека вознаграждают и наказывают, поэтому и награды, и наказания даются на более тонком или ментальном уровне во время состояния сна. Это более тонкое состояние, чем состояние бодрствования.
Во сне можно усилить все свои желания и страхи, потому что сновидение — это создаваемое собой состояние. Многие люди видят сны наяву; поэтому реальность бодрствования мудрецы сравнивают с реальностью сновидения. Для мудрого оба состояния одинаковы, потому что дают лишь частичное представление о целостности. То, что приобретается в сознательном состоянии бодрствования, исчезает в состоянии сна, а то, что приобретается в состоянии сна, исчезает в состоянии бодрствования. Желание на самом деле не исчезает в состоянии сна, но кажется, что оно исчезает, когда человек погружается в глубокий сон. На самом деле желание не исчезает даже в глубоком сне; в этом состоянии человек просто не осознает своих желаний. Желание действительно исчезает только тогда, когда человек достигает четвертого состояния, турия. Тогда они разрешаются, понимаются, анализируются, потому что там исполняются все желания. В бодрствовании человек получает объекты переживаемого мира и достигает внешнего успеха, но в турии он испытывает полноту. Человек больше не желает чего-то более низкого, если он достиг чего-то более высокого.
Все великие законы физики были открыты в созерцательном состоянии, а уникальные произведения искусства и литературы являются продуктами созерцательного ума. И медитация, и созерцание требуют однонаправленного ума, но разница в том, что во время медитации и созерцания человек сознательно приводит себя в сосредоточенное и невозмутимое состояние. Во время сна контроль отсутствует, и человек не осознает того, что он осознает и контролирует в бодрствующем состоянии. Контроль здесь измеряет способность фокусировать ум на желаемой цели. Есть разновидности сновидений, но здесь речь идет о состоянии сна в целом и переживаемой во время него реальности.
Во время медитации человек остается полностью бодрствующим и сознательным, но во время сна он не сознателен, и бессознательные впечатления появляются независимо от того, желает ли он этого или нет. В состоянии сна у человека нет контроля, но в медитации у него есть совершенный контроль. Когда говорят, что человек может оставаться в полном сознании во время сна, это означает, что он может оставаться в медитации и вспоминать все неисполненные желания, выраженные в это время. Затем можно проанализировать и решить их. Сравнивая медитацию с состоянием сновидения, можно заметить, что в медитации ум обращен внутрь, и ему не позволяют соскальзывать в долину инерции или фантазировать о будущем. Ум обучается добровольно поддерживать единую фокусную точку медитации. Это дает стремящемуся возможность судить, анализировать и определять полезность впечатлений, исходящих из бессознательного, которые создают реальность сновидений. Это промежуточное состояние между сном и бодрствованием, в котором обычный ум остается в полусознательном состоянии. Человек остается и не в глубоком сне и не бодрствует.
Во время медитации медитирующий может испытать все то, что переживается в состоянии сна. Он находится в полном сознании, хотя не использует свои чувства и не контактирует с внешними объектами. Когда сознательное состояние расширено, анализ сновидения становится ясным, а идеи и символы, переживаемые в этом состоянии, легко понятны. С точки зрения садханы сны делятся на две категории: те, которые полезны для садханы, и те, которые вредны для садханы. Впечатления или идеи из состояния бодрствования, возникающие во время сна, могут быть как полезными, так и вредными. Если у человека есть ясный самоанализ, то вредные и негативные сны, которые напрягают и отвлекают ум и его энергию, могут быть проанализированы и разрешены. Все конфликты, лежащие в основе сновидений, также могут быть разрешены. Приходит время, когда медитация пробуждает бессознательный ум и выявляет впечатления из его скрытых уголков. Это ускоряет метод анализа, понимания и наблюдения за состоянием сновидения в целом. Какой бы ни была реальность сна, медитирующий может взять ее под сознательный контроль. Тот аспект разума, который мечтает, и энергия, потребляемая сновидениями, могут быть использованы в творчестве и направлены на более высокие цели. Люди сновидят и мечтают всю свою жизнь, но состояние сновидения никому не помогает в достижении просветления. Медитирующие не сновидят. Конечно, иногда они видят своего рода сон, который можно назвать пророческим сном, но во время медитации ум сосредоточен на одном объекте и непрерывно течет только к этому объекту. Мысли, идеи, чувства и желания вытекают из бессознательного ума, но они не имеют никакой силы беспокоить медитирующего, поскольку его ум сосредоточен. Эти впечатления подобны другим мыслям, которые проходят через ум, но они не создают беспокойства для медитирующего. Но сновидца могут беспокоить его сны, потому что они не находятся под его сознательным контролем. На самом деле эта шрути заставляет ученика осознать, что сны сами по себе не являются предметом анализа, но следует полностью понять всю реальность сновидения.
Состояние сновидения представлено буквой У, которая стоит между А и М. Чтобы всесторонне познать Ом, нужно перейти в более высокие измерения сознания. Высшее измерение здесь означает, что медитирующий также желает познать состояние глубокого сна. Это состояние представлено буквой М, последней буквой Ом. После изучения всех радостей и удовольствий внешнего мира, в конце концов, человек наслаждается более глубоким качеством радости во время сна. Сознание уходит из состояния бодрствования и состояния сновидения и переходит в спокойное состояние бессознательности.